mitrius: (Default)
mitrius ([personal profile] mitrius) wrote2003-06-27 10:03 pm

Monsieur Staline, или "хотите - не верьте"

В детстве я вообще узнавал многое "не с того конца", потому что все - из книг (родителей стеснялся спрашивать, со сверстниками не общался, а когда пошел в школу, снобски презирал информацию, которую там могут дать).
Ну казалось бы, как может советский ребенок, да еще в перестройку, сначала узнать о том, что был такой Расин, а лишь много потом - что был такой Сталин? А вот бывало такое.
Из книжек, которые я прочел до восьми лет, я знал, что не только русские могут кончаться на -ов и -ин, что бывает Расин, "Федра" которого в доме имелась, а еще Бюлов, корпус которого, появившийся при Ватерлоо, упоминается в сборнике работ Кэррола "История с узелками" (до сих пор одна из любимых мною книжек)...
Первый раз я прочел о Сталине в перестроечном "Огоньке" Коротича. Там в каждом тексте эта фамилия упоминалась. И Сталин на страницах "Огонька" делал всякие пакости с советскими людьми, в частности, убивал их. Ничего ни о том, кто он был, ни о том. откуда взялся, не говорилось.
Естественно, что я, второклассник, сделал вывод: Сталин был нерусским. Не "грузином" (этого я не знал), а вот именно что из Европы :))) (не удержусь от смайлов). Это был такой как бы Гитлер, завоевавший СССР, "оттуда же, откуда Расин и Бюлов". "Не может русский столько народу поубивать".
Потом от осознания объема информации, знание которой для чтения "Огонька" предполагалось, но которой у меня в голове не было, голова стала пухнуть. Преодолел стеснение невежества и спросил у отца. Отец и рассказал, весьма подробно: я узнал, что Сталин был из грузин, как и мы с отцом, что он, хотя и народу много извел, но нами правил не по завоеванию, что несмотря на то Троцкого и Бухарина особо жалеть не надо, и многое другое. Но что меня больше всего потрясло - это то, что загадочный "молотов" умер всего год назад, и даже знакомая отца здоровалась с ним за руку, а "каганович" жив и сейчас. В это я просто отказывался верить.

PS А как же книжки "про войну", как же любимая "Книга будущих адмиралов"? Там Сталин упоминался как-то en passant или его чаще всего вовсе не было. Но в "Огоньке" - "в глаза бросился". Там "все было про него".