mitrius: (Default)
[personal profile] mitrius
Не хотел писать, по какому поводу этот пост (поскольку в исходном тексте ссылки на меня нету, но "личность", как говорили в старину, очевидна); но перечитав его, увидел, что вышел он слишком уже банальным, и что нужно указать, чем именно вызван поток рассуждений, толико очевидных. А отвечает он на вот это, сказанное по поводу вот этого.

Много недоразумений возникает от того, что не проводят границы между "нравится/не нравится" и "хорошо/плохо сделано", между театральной рецензией и отзывом на диссертацию, между вкусом и умом.

Тот или иной автор может иметь несомнительные заслуги, общественные или ученые; тот или иной спектакль может быть сделан грамотно и добротно; в словах человека может быть верное и глубокое -- но сделанное "не цепляет": из-за какого-то явно формулируемого недостатка (как это и есть в моем случае), или по совокупности статей, поодиночке неперечислимых. Не всех -- девяносто "зацепит", десять -- нет; это совершенно нормально.

Кажется, поэзия есть та область культуры, в которой это видно яснее всего -- эстетический эффект слишком кричащим образом не равен сумме частей; и зона субъективного тут очень широка. И далее все прочее искусство; и гуманитарный текст, конечно, тоже, по самой природе своей. Но такое чувство известно и программистам, и математикам -- там, где объективное достоинство продукта явно верифицируемо. Даже в картах -- куда уж дальше -- можно талантливо проигрывать и бездарно выигрывать.

P. S. Кстати, о Пушкине, и особенно о Пушкине-полемисте седьмого тома. Менее всего он был объективен и беспристрастен в своих отрицательных суждениях, которые численно превосходили всегда у него положительные. Сочинитель "Истории русского народа" Полевой, фигурирующий в приведенной цитате, так же точно, как профессора Московского университета Надеждин и Каченовский, на которых Пушкин написал кучу гнусных эпиграмм, имели перед А. С., вообще говоря, только тот грех, что не родились дворянами и жили от науки. Ученые их заслуги -- по тому времени -- несомненны. В критике Полевым Карамзина Пушкин видел разночинский "наезд" "не по чину" и возгласы "аристократов на фонарь".  Разногласия тут вполне эстетические -- университетская среда (вполне справедливо) считалась пристанищем поповичей и пьяниц. "Руссо был ученый человек, а я учился в Московском университете" -- говорит пушкинский Альманашник. Алкоголиками был и основатель университета Ломоносов, и первый крупный его литературовед Мерзляков, и преемник его по кафедре Шевырев, даром что дворянин.
-- Имя Шекспира тут очень характерно: на общеромантической волне отторжения от классицизма Пушкин резко нигилистически относился к французской литературе (на которой вырос), а обожал англичан того времени, причем самых ничтожных, таких как Барри Корнуол или Вильсон, которых гениально переводил -- и считал их всех учениками Шекспира. О роли, которую в воскрешении Шекспира сыграл Гете и немецкие романтики, известно; здесь предметом обсуждения явился не сам Шекспир, а миф о нем. Общеизвестно, что в следующую эпоху Лев Толстой именно "не находил никаких достоинств в Шекспире", судя его не только эстетически, а именно с позиций здравого смысла; а многие потомки в ХХ столетии не находят достоинств во Льве Толстом; "объявление нулём" -- уже перегиб и, наверное, "глупость" по Пушкину; но эстетически все в своём праве.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

January 2021

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526 27 28 2930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 10:08 am
Powered by Dreamwidth Studios