mitrius: (Default)
mitrius ([personal profile] mitrius) wrote2005-02-26 12:59 am

Россиус

Интервью с Андреем Россиусом в РЖ, via [livejournal.com profile] ego (а тот -- via [livejournal.com profile] lenka72).

Выписал высказывания на темы, которые мне особенно близки (и не раз обсуждались в моём ЖЖ)

О том, куда все движется, лучше всего позволяет судить вот какой эпизод. Необыкновенно у нас популярная деятельница, Маргарет Тэтчер, во время посещения Оксфордского университета беседовала с отличившимися студентами. На вопрос о предмете ее занятий одна девушка из скромной семьи, получившая стипендию за особые успехи в учебе, ответила, что она изучает античную археологию. Oh, that's a luxury! - недовольно воскликнула Тэтчер. За этими словами - небывалое по цинизму отрицание права человека следовать по пути отвлеченного знания, права, на которое прежде никто не посягал. Впервые человек заведомо более низкого интеллектуального и духовного горизонта решается диктовать свои взгляды на мир тому, кто свои ориентиры устанавливает выше уровня обыденности. Старый молчаливый договор, гласивший: я стремлюсь вверх и довольствуюсь скромным, тебе отходит все благосостояние, но и заботы о его поддержании, - этот веками незыблемый договор сегодня вне всякого сомнения расторгнут и нарушен той его стороной, которая представляет практическую жизнь; эта сторона уже не готова терпеть саму возможность жизни созерцательной и велит каждому быть коммерсантом, юристом, экономистом - но не философом, не созерцателем. <...>
Так вот, в последние годы студенты вдруг перестали стесняться своей необразованности: столкнувшись в лекции с непонятным местом, они не испытывают ни стыда, ни желания поправить дело, но хихикают, словно ПТУшники. Лет 10 назад такого еще не было. Скоро, видимо, стесняться надо будет уже образованности. Когда я сказал моему итальянскому коллеге, что наше призвание, классическая филология, лет через 30-40 как профессия, наверное, отомрет, он ответил: нет, в каком-то смысле мы останемся, как есть еще, например, ихтиологи. Иными словами, при наметившемся ходе вещей некоторое число людей, занимающихся серьезными дисциплинами по велению внутренних интересов останется, но их уровень, вместе с уровнем вырождающейся среды, неизбежно будет падать. В университетах же будет и дальше происходить уже идущий ударными темпами захват традиционных гуманитарных факультетов паразитарными "специализациями", вроде вездесущей рекламы, связей с общественностью и прочим коммерческим товаром, когда виды деятельности, попросту не нуждающиеся в отдельной системе образования, продаются подготовленным соответствующим образом покупателям.
<...>Здесь царит прямо-таки неофитская готовность записать в разряд барахла все попытки серьезной и углубленной рефлексии; господа, которые не в состоянии конкурировать с Аристотелем интеллектуально, поступают проще: жаждущим шествовать в первых рядах они внушают идею, что мыслить вместе с Аристотелем немодно, зато очень современно гримасничать вместе с ними.<...>Причем пишутся такие рецензии с неизменной постмодернистской наглостью - их авторы даже о самых неведомых им предметах говорят так, словно давно их разжевали и выплюнули.
<...>
На филологическом факультете МГУ мне не раз приходилось бывать на заседаниях и "круглых столах", посвященных преподаванию новых языков. Собрания эти представляли собой череду выступлений преподавателей, которые рапортовали, сколь интенсивно в их группах идет изучение газеты, и как студенты просят еще и еще усилить упор на газету. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что студенты просто ленятся работать; о возможных мотивах преподавателей я предпочту умолчать. Когда на одном из заседаний по поводу преподавания так называемых "вторых", т.е. не таких важных, как "первые", языков, я предложил, чтобы за норму было принято знакомство студентов с текстом хотя бы одного классического произведения литературы на этом языке - трагедией Шекспира на английском, песнью "Комедии" Данте на итальянском, драмой Корнеля на французском и т.п., - ответом было краткое недоумение, и тут же возобновились торжествующие рапорты о газетах.<...>
Переломить ситуацию в образовании возможно будет, лишь преодолев нынешнюю доминирующую тенденцию общественного сознания, потому что невозможно ожидать беззаветного следования по тернистому пути познания от молодых людей, все чаяния которых (вспомним зазвучавшие еще в советские времена из уст старшеклассников высказывания вроде "зачем мне это нужно") сводятся к неприкрытому желанию устроить себе жизнь легкую и доходную, остальное же неважно.


Там же и об уровне образования, об отсутствии подписки на научные журналы, о гуманитарном "начальстве" и проч.

[identity profile] rousseau.livejournal.com 2005-02-25 10:25 pm (UTC)(link)
А что Россиус больше не заведует кафедрой классической филологии?? Кто же ею заведует?

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-02-25 10:32 pm (UTC)(link)
Ой, прости, случайно и свой и твой комменты удалил. Вопрос в любом случае открыт.

[identity profile] aurinko25.livejournal.com 2005-02-26 05:41 am (UTC)(link)
Вроде как до сих пор заведует. Просто он пару лет назад уехал в Германию, и с тех пор его "заведство" - только номинальное. Фактически вместо него всеми делами кафедры занимается Солопов. Ситуация странная, но так как Россиус наконец вернулся и опять собирается уезжать, мне кажется, Солопов останется "постоянным и.о."

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-02-26 07:11 am (UTC)(link)
Значит, не казалось мне и действительно Солопов. "Еще я что-то помню".

Да, очень хорошо.

[identity profile] platonicus.livejournal.com 2005-02-26 12:46 am (UTC)(link)
Только на Соколова он зря собак спустил.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-02-26 07:14 am (UTC)(link)
По-моему, собаки спущены не на Соколова, а на фразу Мильштейна о "совершенстве".

Да у него тут

[identity profile] platonicus.livejournal.com 2005-02-26 09:59 am (UTC)(link)
великолепное пренебрежение "новоязычным" принципом недвусмысленности.

"знать в совершенстве" - такого не решился бы сказать о себе никто из величайших филологов даже лучших, чем нынешняя, эпох" - вроде как сам С. это о себе говорит (в то время, как тот на большее, нежели гимназический багаж, и не претендует).

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-02-26 10:44 am (UTC)(link)
Пожалуй. Не говоря о том, что мертвый язык едва ли возможно знать в обыкновенном смысле слова.

[identity profile] kleo.livejournal.com 2005-02-26 07:28 am (UTC)(link)
Об этом же тред в моем ЖЖ 13-14 февраля: Владимир Ленин, Максим Соколов и проблемы гуманитарного образования (http://www.livejournal.com/users/tacya/253511.html). Не читали?

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-02-26 07:46 am (UTC)(link)
О! Спасибо, Тася! Как-то пропустил этот тред.

Любопытно, что если не 90%, то 50% реакции идёт на фигуру Максима Соколова :)) которая собственно к делу не относится.

[identity profile] bdag-med.livejournal.com 2005-02-26 12:03 pm (UTC)(link)
Мне сильно не понравилось интервью. Очень сильно. Да если бы филологи были бы как ихтиологи, я был бы счастлив! Скромнее надо быть! Филология - не физика и не биология. Хотя принцип "Я могу жить без необходимого, но я не могу прожить без бесполезного" тоже верен.
Я сам по образованию классик (РГГУ). Возражения про лингвистику, автоматическую морфологию, программы сканирования и машинный перевод учитываю :))

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-02-26 01:15 pm (UTC)(link)
Да, от скромности ААР не страдает, есть такое...

[identity profile] bdag-med.livejournal.com 2005-02-26 03:55 pm (UTC)(link)
Дело даже не в личной нескромности... Я понимаю, что нужно ценить то дело, которым занимаешься. Но требовать, чтобы все его ценили - глупо. Хорошо, если за всякую филологию платят или она престижна хоть в каком-то смысле. Ну если перестанут, надо бесплатно заниматься. Хотя со всякими журналами печально, конечно.

[identity profile] sorotokin.livejournal.com 2005-02-26 08:28 pm (UTC)(link)
Чистоплюйтво это и взгляд о своей колокольни. "Старый молчаливый договор, гласивший: я стремлюсь вверх и довольствуюсь скромным, тебе отходит все благосостояние, но и заботы о его поддержании" - откуда это взялось, когда это такой договор был? И с иностранными языками - ну наладил бы преподование оных. Я подозреваю, только, что это так же эффективно, как всех учить теории групп, а потом целые числа вводить как частный случай. Филологов, и классическое образование нужно поддерживать - но не поэтому.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-02-27 06:57 am (UTC)(link)
См. комментарий ниже. Очень по делу, кажется.

ut quisque doctissimus, ita est modestissimus

(Anonymous) 2005-02-27 03:41 am (UTC)(link)
(правильно, долой поливановскую школу!)
Вообще все это печально. На русском языке не существует НИ ОДНОГО приличного комментированного издания античных авторов, зато сколько энергии тратится на плевки со своей колокольни! "Заведомо более низкого интеллектуального и духовного горизонта" - es korakes!!!("заведомо" - совковское хамство, о "духовном горизонте" вообще молчу). "Господа, которые не в состоянии конкурировать с Аристотелем интеллектуально" (!). Кто вообще, спрашивается, может с ним конкурировать(видимо, только ГОСПОДИН Россиус). Студенту, "столкнувшемуся в лекции с непонятным местом", стыдиться нечего, на то он и студент, а вот филологу-классику за выражение "конкурировать интеллектуально"... С какой это стати "наше призвание" "отомрет" (слабо совместимые понятия), тем более "как профессия". (специально для mitrius: употребление г-ном Россиусом наречий и обстоятельственных оборотов может дать богатую почву для изучения девиаций в языке столь презираемой им современности).
Впрочем, Бог с ним, с русским языком,выражения типа "серьезной и углубленной рефлексии" можно понять понять как гендиадис (а конструкция "заниматься серьезными дисциплинами по велению внутренних интересов", видимо, навеяна Саллюстием...). Я одного не понимаю - как же знаток греческого, с его уступительными частицами, платоновскими интонационными оттенками, риторикой, основанной на игре вокруг подчеркнуто "уважительных" утверждений, и пр. - может демонстрировать такую... даже не знаю, как сказать, топорность, что ли. Сразу вспоминается Фаддей Францевич Зелинский, которого также беспокоило то, что глава классического отделения назвал "нынешней доминирующей тенденцией общественного сознания" (sic!) - вместо того, чтобы давать косноязычное и хамское интервью Русскому Журналу в связи с 70-летием своей кафедры (видимо, это последний островок культуры в современном мире), Зелинский обратился непосредственно к гимназистам и прочел курс лекций о значении античности, о том, какую гибкость мышления и свободу "передвижения в культуре" дает изучение классических языков. И в словах его было столько тактичности, вдумчивости и пресловутой свободы, что... А еще он реально переводил греческих авторов - Софокла, например.

горюю

[identity profile] ex-fratello.livejournal.com 2005-02-27 03:26 pm (UTC)(link)
о боги, почему же Вы не назвали своего ЖЖ имени?!((

Re: ut quisque doctissimus, ita est modestissimus

[identity profile] daskalidi.livejournal.com 2005-03-13 12:54 pm (UTC)(link)
Упомянутый Вами перевод Софокла, выполненный Ф. Ф. Зелинским, ужасен во всех отношениях.

Что касается интервью А. А. Россиуса, оно, действительно, возмутительно по форме, но по сути там много правильного, особенно о подписке на журналы по классической филологии и о состоянии библиотек вообще, о балластных дисциплинах вроде "межкультурных коммуникаций" (ни один студент или преподаватель этой кафедры не смог мне объяснить, что это такое), о нашем любезоном начальстве, о хихиканье студентов и т. д. Все это знакомо каждому, кто пытается заниматься классической филологией и преподаванием древних языков в этой стране.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-02-28 12:41 pm (UTC)(link)
Да, в общем согласен -- и, цитируя у себя это, не собирался вовсе под "этими мантрами" подписываться; единственно выделил высказывания на темы, на которые и сам думал (конечно же не то же самое). Верно Вы отметили -- такая "просьба денег", "циркуляр поэта", жанр, во всех смыслах неблагодарный.

[identity profile] plojhar.livejournal.com 2005-02-28 01:38 pm (UTC)(link)
Да, я понял Вашу позицию, когда узнал о Вашем согласии с анонимом.
Рад близости мнений :)

[identity profile] masaccio.livejournal.com 2005-06-05 02:07 pm (UTC)(link)
E-MAIL Rossiusa ni u kogo ne najdetsja???
RT