Интервью с Андреем Россиусом в РЖ, via
ego (а тот -- via
lenka72).
Выписал высказывания на темы, которые мне особенно близки (и не раз обсуждались в моём ЖЖ)
Там же и об уровне образования, об отсутствии подписки на научные журналы, о гуманитарном "начальстве" и проч.
Выписал высказывания на темы, которые мне особенно близки (и не раз обсуждались в моём ЖЖ)
О том, куда все движется, лучше всего позволяет судить вот какой эпизод. Необыкновенно у нас популярная деятельница, Маргарет Тэтчер, во время посещения Оксфордского университета беседовала с отличившимися студентами. На вопрос о предмете ее занятий одна девушка из скромной семьи, получившая стипендию за особые успехи в учебе, ответила, что она изучает античную археологию. Oh, that's a luxury! - недовольно воскликнула Тэтчер. За этими словами - небывалое по цинизму отрицание права человека следовать по пути отвлеченного знания, права, на которое прежде никто не посягал. Впервые человек заведомо более низкого интеллектуального и духовного горизонта решается диктовать свои взгляды на мир тому, кто свои ориентиры устанавливает выше уровня обыденности. Старый молчаливый договор, гласивший: я стремлюсь вверх и довольствуюсь скромным, тебе отходит все благосостояние, но и заботы о его поддержании, - этот веками незыблемый договор сегодня вне всякого сомнения расторгнут и нарушен той его стороной, которая представляет практическую жизнь; эта сторона уже не готова терпеть саму возможность жизни созерцательной и велит каждому быть коммерсантом, юристом, экономистом - но не философом, не созерцателем. <...>
Так вот, в последние годы студенты вдруг перестали стесняться своей необразованности: столкнувшись в лекции с непонятным местом, они не испытывают ни стыда, ни желания поправить дело, но хихикают, словно ПТУшники. Лет 10 назад такого еще не было. Скоро, видимо, стесняться надо будет уже образованности. Когда я сказал моему итальянскому коллеге, что наше призвание, классическая филология, лет через 30-40 как профессия, наверное, отомрет, он ответил: нет, в каком-то смысле мы останемся, как есть еще, например, ихтиологи. Иными словами, при наметившемся ходе вещей некоторое число людей, занимающихся серьезными дисциплинами по велению внутренних интересов останется, но их уровень, вместе с уровнем вырождающейся среды, неизбежно будет падать. В университетах же будет и дальше происходить уже идущий ударными темпами захват традиционных гуманитарных факультетов паразитарными "специализациями", вроде вездесущей рекламы, связей с общественностью и прочим коммерческим товаром, когда виды деятельности, попросту не нуждающиеся в отдельной системе образования, продаются подготовленным соответствующим образом покупателям.
<...>Здесь царит прямо-таки неофитская готовность записать в разряд барахла все попытки серьезной и углубленной рефлексии; господа, которые не в состоянии конкурировать с Аристотелем интеллектуально, поступают проще: жаждущим шествовать в первых рядах они внушают идею, что мыслить вместе с Аристотелем немодно, зато очень современно гримасничать вместе с ними.<...>Причем пишутся такие рецензии с неизменной постмодернистской наглостью - их авторы даже о самых неведомых им предметах говорят так, словно давно их разжевали и выплюнули.
<...>
На филологическом факультете МГУ мне не раз приходилось бывать на заседаниях и "круглых столах", посвященных преподаванию новых языков. Собрания эти представляли собой череду выступлений преподавателей, которые рапортовали, сколь интенсивно в их группах идет изучение газеты, и как студенты просят еще и еще усилить упор на газету. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что студенты просто ленятся работать; о возможных мотивах преподавателей я предпочту умолчать. Когда на одном из заседаний по поводу преподавания так называемых "вторых", т.е. не таких важных, как "первые", языков, я предложил, чтобы за норму было принято знакомство студентов с текстом хотя бы одного классического произведения литературы на этом языке - трагедией Шекспира на английском, песнью "Комедии" Данте на итальянском, драмой Корнеля на французском и т.п., - ответом было краткое недоумение, и тут же возобновились торжествующие рапорты о газетах.<...>
Переломить ситуацию в образовании возможно будет, лишь преодолев нынешнюю доминирующую тенденцию общественного сознания, потому что невозможно ожидать беззаветного следования по тернистому пути познания от молодых людей, все чаяния которых (вспомним зазвучавшие еще в советские времена из уст старшеклассников высказывания вроде "зачем мне это нужно") сводятся к неприкрытому желанию устроить себе жизнь легкую и доходную, остальное же неважно.
Там же и об уровне образования, об отсутствии подписки на научные журналы, о гуманитарном "начальстве" и проч.
no subject
Date: 2005-02-25 10:25 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Да, очень хорошо.
Date: 2005-02-26 12:46 am (UTC)(no subject)
From:Да у него тут
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2005-02-26 07:28 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2005-02-26 08:28 pm (UTC)(no subject)
From:ut quisque doctissimus, ita est modestissimus
Date: 2005-02-27 03:41 am (UTC)Вообще все это печально. На русском языке не существует НИ ОДНОГО приличного комментированного издания античных авторов, зато сколько энергии тратится на плевки со своей колокольни! "Заведомо более низкого интеллектуального и духовного горизонта" - es korakes!!!("заведомо" - совковское хамство, о "духовном горизонте" вообще молчу). "Господа, которые не в состоянии конкурировать с Аристотелем интеллектуально" (!). Кто вообще, спрашивается, может с ним конкурировать(видимо, только ГОСПОДИН Россиус). Студенту, "столкнувшемуся в лекции с непонятным местом", стыдиться нечего, на то он и студент, а вот филологу-классику за выражение "конкурировать интеллектуально"... С какой это стати "наше призвание" "отомрет" (слабо совместимые понятия), тем более "как профессия". (специально для mitrius: употребление г-ном Россиусом наречий и обстоятельственных оборотов может дать богатую почву для изучения девиаций в языке столь презираемой им современности).
Впрочем, Бог с ним, с русским языком,выражения типа "серьезной и углубленной рефлексии" можно понять понять как гендиадис (а конструкция "заниматься серьезными дисциплинами по велению внутренних интересов", видимо, навеяна Саллюстием...). Я одного не понимаю - как же знаток греческого, с его уступительными частицами, платоновскими интонационными оттенками, риторикой, основанной на игре вокруг подчеркнуто "уважительных" утверждений, и пр. - может демонстрировать такую... даже не знаю, как сказать, топорность, что ли. Сразу вспоминается Фаддей Францевич Зелинский, которого также беспокоило то, что глава классического отделения назвал "нынешней доминирующей тенденцией общественного сознания" (sic!) - вместо того, чтобы давать косноязычное и хамское интервью Русскому Журналу в связи с 70-летием своей кафедры (видимо, это последний островок культуры в современном мире), Зелинский обратился непосредственно к гимназистам и прочел курс лекций о значении античности, о том, какую гибкость мышления и свободу "передвижения в культуре" дает изучение классических языков. И в словах его было столько тактичности, вдумчивости и пресловутой свободы, что... А еще он реально переводил греческих авторов - Софокла, например.
горюю
From:Re: ut quisque doctissimus, ita est modestissimus
From:no subject
Date: 2005-02-28 10:26 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2005-06-05 02:07 pm (UTC)RT