mitrius: (Default)
mitrius ([personal profile] mitrius) wrote2011-06-23 08:31 pm

сонет третий: маня. сонет шестой: таня

Уже давно я знаю про венок сонетов Брюсова "Роковой ряд": видел комментарий к нему (без текста) в сборнике "Из моей жизни", читал отдельные сонеты (первый -- в комментарии Богомолова к дневнику Брюсова -- и 14-й -- в заметке [livejournal.com profile] lucas_v_leyden о Вульфарт), даже видел у [livejournal.com profile] daskalidi неоконченное подражание ему, о своей френдленте и 14 френдах ("О Зельченко, аккаунт твой угас" и т. п.).

Но только сейчас сподобился прочитать целиком.

Боже мой, это стоит "Египетских ночей" и прочего, за что над Брюсовым заслуженно смеялись к 1916 году (дате создания основного корпуса сонетов) все, кому не лень.

Смешная эротомания на уровне провинциального подражателя модернистов или даже пародий Буренина или Измайлова ("Таня" № 6, кажется, рекорд, хотя про "будуар Жени" тоже ничего), достойные Незнайки рифменные ряды, и про то, где лирический герой "лежал", и полное отсутствие чувства юмора, святая уверенность в том, что это всё "в веках" и "чеканный стих", что дети это будут учить наизусть с комментариями, лёгкие угрызения совести по поводу Львовой (№ 12), второе дыхание над коленками Адалис (кода) и т. п.

Возможно, даже ямб не слушается этого мага и стиховеда: к тому времени уже заметный архаизм "нАзвал" (ещё ладно, это и у других бывает), лишний слог в 14-м сонете (Лукас предполагает опечатку).

Конечно, ничего нового. Айхенвальд в "Преодоленной бездарности" и Георгий Иванов в "Творчестве и ремесле" собрали очень впечатляющую подборку всего подобного (Ходасевич, кстати, о сочинениях Брюсова, в отличие от его личности, говорил гораздо уважительнее). Но они собирали в опубликованных текстах, где это представлено вкраплениями среди нейтрального и иногда даже чем-то овеянного материала. А тут, в таком концентрированном виде просто -- вся "жизнь и творчество".

Иоанны Матвеевны и Нины Петровской нету. Самое интересное.

[identity profile] finney28.livejournal.com 2011-06-23 04:56 pm (UTC)(link)
Меня в свое время смутил "Валя" в "Urbi et Orbi"(Но вместо слов был бред, и, неотступно жаля, Впивался и томил из глубины твой взгляд. Твой голос слышал я: «Люблю! твоя! мой Валя!» Ладья летит быстрей... и рухнул водопад), который тут тоже появляется. Вариант Валерий/криптомерий вроде бы больше подходит для нерукотворного памятника.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2011-06-23 05:07 pm (UTC)(link)
В периоде между концом 1900-х и поздними какофоническими, но небезынтересными опытами советского времени такого вообще больше -- все эти зеркала теней и семь цветов радуги и спровоцировали закат славы. Всеядность всегда была, но на рубеже веков вкус как-то сопротивлялся. Валерий/криптомерий ещё юношеский стёб отчасти, а потом эти Мани пошли на полном серьёзе.

"Стихи Нелли" ничего еще вышли местами, но опять же стилизованность и полупародийность спасает.

[identity profile] finney28.livejournal.com 2011-06-23 05:11 pm (UTC)(link)
Этот период только по антологиям знаю...

"Криптомерии" мне кажутся симпатичным циклом. А вот какофонические/футуристические последние стихи - самое любимое у Брюсова.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2011-06-23 05:17 pm (UTC)(link)
Да, все эти "на рынке белых бредов" не поспевают за модой, а её опережают -- абсурдизм и т. п. Те же "Диадохи" на смерть Ленина довольно смелый для его положения шаг.

[identity profile] vvz.livejournal.com 2011-06-23 05:04 pm (UTC)(link)
Петровской не восьмой ли сонет посвящён? Читал, что в рукописи там было Нина. Ещё читал, что весь венок написан за несколько часов (на спор, что ли, или деньги были нужны?), так что слишком строго судить эту халтуру не стоит.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2011-06-23 05:14 pm (UTC)(link)
деньги вряд ли -- он разве это публиковал? по крайней мере в 16 году.

[identity profile] maximaly.livejournal.com 2011-06-24 07:54 am (UTC)(link)
так и видится Александр Иванов, читающий это с эстрады

[identity profile] pauldol.livejournal.com 2011-06-27 09:40 pm (UTC)(link)
Да, местами забавно. Впрочем, смеяться над Брюсовым в 1916 году было легко. Через несколько лет венки сонетов несколько потеряли актуальность, и мода стала немного другой:

Богачи издевались над нами
В стародавней России царской,
Но рабочие подняли знамя
Революции пролетарской.
Встали мы за народное дело,
Кто с винтовкой, а кто с лопатой.
Нами командовал смело
Комиссар товарищ Чубатый.
А когда мы белых разбили,
То поехали в город ближний
И по ордеру получили
Одёжи верхней и нижней.
Величайшее счастье на свете --
При Советской власти родиться,
И нельзя забывать вам, дети,
Пролетарских наших традиций!

На таком фоне и Король Поэтов глядит Шекспиром.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2011-07-04 06:08 pm (UTC)(link)
ну э, "бывает хуже" не самая валидная аргументация
конечно, "теперь каждый рабочий имеет право надевать на себя бублик, как раньше князья и графы", стихи Брежнева Воровскому и т. п.
а кто в партию вступил и литинститут завёл для этих рабочих?

поздний Евтушенко тоже лучше Патрацкой (http://patrackaya.livejournal.com/379.html), а Асадов Иванова-Остославского (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%9A_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E/30_%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0_2011#.D0.98.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.BE.D0.B2-.D0.9E.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.81.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9.2C_.D0.9F.D0.B0.D0.B2.D0.B5.D0.BB_.D0.98.D0.B3.D0.BE.D1.80.D0.B5.D0.B2.D0.B8.D1.87) -- и что?

[identity profile] finney28.livejournal.com 2011-11-06 12:37 pm (UTC)(link)
Молодяков пишет, что Иоанна Матвеевна - это Лада.

[identity profile] molodiakov.livejournal.com 2011-11-14 02:09 pm (UTC)(link)
Нина Петровская - Дина.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2011-11-14 06:13 pm (UTC)(link)
Спасибо огромное!

И простите, пожалуйста, мой тон ))

[identity profile] molodiakov.livejournal.com 2011-11-16 04:51 am (UTC)(link)
Брюсов как поэт в эти годы действительно переживал сильный творческий спад ("Семь цветов радуги", "Девятая Камена" и "Последние мечты"), а "Роковой ряд", ИМХО, стоило бы печатать лишь посмертно. Хотя - как биограф - могу сказать за него только спасибо))) В комментариях к "Из моей жизни" я не опознал в персонажах венка Любовь Столицу, т.к. тогда не знал об их "романе" (совсем уж мимолетном). По "гамбургскому счету" Брюсов оказался выше своих критиков, в том числе как человек. Это я в полной мере понял, когда писал его биографию (почитайте!). Что касается Петровской и Львовой, то "последнее слово" о них сказано им не в "Роковом ряде", а в сборнике "В такие дни". О Петровской, возможно, и позже (тема Ариадны), но это уже мои "домыслы", научно не доказуемые.