mitrius: (Default)
[personal profile] mitrius
Хорошо известно, что Борис Садовской -- один из крупнейших литературных мистификаторов XX века. Самое выдающееся его достижение -- перепечатка собственного опубликованного до революции под настоящей фамилией стихотворения сначала как принадлежавшего Блоку, затем как есенинского (оба раза с мемуарным "конвоем"). В результате текст входил в собрания сочинений обоих поэтов, причем уже после смерти Садовского. Здесь ключ к разгадке оставил сам автор, но нашёлся он далеко не сразу. Другая дерзкая и опасная мистификация -- вымышленная дружба Садовских с семьёй Ульяновых, которую он описывал в прозе и даже в стихотворном письме к Лебедеву-Кумачу (!).

Я не знаю, привлекались ли к списку творений Садовского (я не читал статьи Шумихина "Мнимый Блок" и вообще не очень слежу) следующие два текста:

1) Письмо Чехова Садовскому с оценкой рукописи поэмы "Прокажённый". Впервые опубликовано Садовским в 30-е. Входит в ПСС Чехова без оговорок. Я даже видел его в сб-ке "Практикум литературного редактирования" (в подобных хрестоматиях ошибки тиражируются десятилетиями и никак не пресекаются). Подозрительное в этом письме следующее: а) очень поздняя дата, незадолго до отъезда в Баденвейлер, таким образом, литературным завещанием Чехова становится письмо Садовскому; б) финал письма -- откровенный парафраз хрестоматийного афоризма о ружье; в) известно ли что-то о поэме Садовского "Прокаженный" кроме этого письма? Я сомневаюсь, чтобы даже 23-летний Садовской написал поэму на такую декадентскую тему с такими выражениями; его вкусы сформировались достаточно рано. Очень похоже на запоздалый сатирический ответ символистам. Ср. его псевдоблоковские стихотворения: это пародии с использованием не свойственных самому Садовскому приёмов ("мертвецы", акцентный стих).

2) Знаменитый рассказ секретарши Фета о том, что поэт скончался, попытавшись зарезаться ножом (в ходе борьбы с секретаршей, вырывавшей нож из рук, его хватил удар). Тут, правда, сложнее: секретарша как будто бы общалась и с Владимиром Фединой (Ильяшенко), обсуждавшим эту тему по публикации Садовского в 1916 году (но без ссылок на секретаршу!), а в 1965 году, уже с её слов, опубликовавшим новые подробности. (Там же Ильяшенко отстаивает надёжность свидетельства Садовского: "Я был хорошо знаком с Садовским, поэтом и талантливым критиком. Он добросовестно и кропотливо собирал разнообразные сведения, касавшиеся Фета, и трудно предположить, что он мог намеренно исказить подробности, относившиеся к смерти Фета". Не совсем ясно, от кого он защищается: в 1965 году Садовской не был еще разоблачен как мистификатор). Кроме того, в отличие от всех доказанных мистификаций, "Кончина Фета" опубликована Садовским до революции, когда у него отсутствовал такой мощный стимул, как издевательство над советской печатью и наукой. Известно и то, что Фет был кумиром Садовского: но это как раз и могло двинуть на такой соблазн. Тут можно видеть автобиографический подтекст. К моменту появления этой публикации суицидальные позывы у Садовского (в связи с началом его паралича) вполне имелись. И всё-таки необходимость предполагать продолжавшееся почти 50 лет соучастие Ильяшенко делает это менее вероятным.

Так или иначе, всё, что восходит только к Садовскому, методологически безопаснее выносить в Dubia.

Upd. Поленился погуглить, а между тем, как отмечает [livejournal.com profile] lucas_v_leyden, на feb-web есть собственноручный мемуар Кудрявцевой о кончине Фета. Но в нём есть одно слабое звено, известное только по Садовскому -- текст предсмертной записки, которую С. якобы видел (а Кудрявцева на месте, где должен был бы быть её текст, делает пропуск).
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

January 2021

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526 27 28 2930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 03:36 am
Powered by Dreamwidth Studios