mitrius: (Default)
[personal profile] mitrius
Получил первые два тома собрания пушкинистики ("пушкинизма", как он сам говорил) Ходасевича под редакцией Хьюза ("Пушкин и поэты его времени"). Навело на ряд мыслей.

Известно, что в эмиграции заниматься пушкинистикой было тяжело, и в общем понятно почему. Во-первых, в руках большевицкой власти все архивы (Владя, впрочем, и в России по архивам особо не ходил, ну ладно), и большевики тут же скупают вновь найденные за рубежом пушкинские рукописи (тетрадь Всеволожского из Белграда, например). Во-вторых, все пушкинисты в СССР; а за границей остаётся полемизировать с одним "налётчиком" Гофманом да охотником на Азефа Бурцевым, причем в газетном стиле и в газетном объёме (научные издания там же). Правда, в Париже широко представлены франки, сантимы, бердяевы, федотовы и прочие бицилли, но это не наука, а духовность. В-третьих, не поднялась настолько международная славистика, а местная интеллигенция интересуется в основном Маяковским.

Но я не знал еще одной вещи, которая осложняла работу пушкиниста в эмиграции -- причем неоднократно. И причина как раз в исключительно благом деле: что эмиграция дала выжить (физически и морально, с возможностью публикации) потомкам тех людей, среди которых жил Пушкин. И графья с князьями воспринимают любые упоминания как посягательство на свою честь и достоинство, не воспринимая научной стороны вопроса и, надо сказать, совершенно следуя заветам самого Пушкина. "Вызов доброго и честного Дюлиса". "Сыновья Пушкина хотели ехать в Париж побить Тургенева". Эта ситуация воспроизводится.

Ходасевич пишет, что в архивах А. М. Горчакова были пушкинские материалы: вот, они опубликованы. На сцену выходит светлейший внук канцлера и пишет по всем газетам: "ничего такого не было, а был Ящичек с Письмами от Высочайших Особ, всё придумали большевики в 18 году". "Но помилуйте, отчасти еще до революции, пять разных исследователей..." "Я видел только ящик, остальное инсинуации".

Ходасевич пишет, что на таком-то вечере граф Бобринский был в шутовском костюме. В газете возмущенное письмо двух внуков графа: "оскорбляет память нашего деда!" Ходасевич цитирует дневник Пушкина: "Бобринский был одет Брызгаловым, сумасшедшим кастеляном Михайловского замка". В ответ от потомков Екатерины следует толстый троллинг совершенно современного свойства: "но ведь сумасшедшим назван Брызгалов, а не дедушка!" -- на который Ходасевич даже отвечать не стал.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

January 2021

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526 27 28 2930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 3rd, 2026 12:58 pm
Powered by Dreamwidth Studios