mitrius: (Default)
[personal profile] mitrius
Повесть о купце Харитоне Белоулине ввел в научный оборот известный историк и писатель Д. Н. Альшиц, вероятный автор фальсифицированного окончания Десятой главы Евгения Онегина.

Первооткрыватель пишет о сей повести следующее (там же, по ссылке, и текст; вроде бы правильный церковнослав, на мой первый взгляд):
К той же переломной для русского купечества эпохе (об этом ниже) Ивана Грозного относится, как известно, и созданный Лермонтовым образ купца Степана Калашникова — смело, не жалея живота своего, говорившего слова суровой правды в лицо Ивану Грозному. Интерес этого образа усиливается тем, что, как выяснилось, у лермонтовского купца Калашникова есть прототип. <...> Так же, как Степан Калашников, Харитон Белоулин говорит в лицо Ивану Грозному на площади, при всем «честном народе» гневные слова обличения его жестокости, и так же гибнет под топором палача.
<...>
      Краткая эта повесть обладает несомненными художественными достоинствами. С первых же строк видна ее близость к народной сказовой манере:<...> Язык повести лаконичен и ярок, а отдельные места достигают большой художественной силы, как, например, в описании крови, залившей землю: «павшая кровь, где пав… светляся и играя красно вельми, яко жива вопия и не отмываяся».

      У нас нет прямых данных, чтобы утверждать, что М. Ю. Лермонтов знал повесть про царя Ивана Васильевича и купца Харитона Белоулина. Тем не менее такое предположение весьма вероятно <...> При всех условиях, близость «Песни про купца Калашникова…» и древнерусской повести про купца Харитона Белоулина не подлежит сомнению… Купец Харитон Белоулин многим отличается от купца Степана Калашникова. Но есть между ними и общее — оба они могучие силачи из народа, с которыми не справиться царским слугам, оба они погибли после того, как говорили в глаза царю прямые речи, оба они подняли голос против насилия и произвола. В обоих случаях этот голос раздался не из среды боярско-княжеской оппозиции, из которой его слыхали не раз, а снизу, из посадской среды
<..> Сегодня, в наше время, противостояние свободного рынка и регулируемой экономики происходит, естественно, в других условиях и в других масштабах. Отличий от тех далеких времен много. Нет, слава Богу, Ивана Грозного с его опричниной (по крайней мере, сегодня). Но нет и Харитона Белоулина. Нет Степана Калашникова. Появятся ли такие богатыри правды и совести в нынешнем «рыночном» стане?

Кхм. Чует душа моя тут фальшак, но доказать не может.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

January 2021

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526 27 28 2930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 08:53 am
Powered by Dreamwidth Studios