mitrius: (Default)
mitrius ([personal profile] mitrius) wrote2005-12-10 11:50 am

тенор

Известно, что Блок сказал Ахматовой о публичном чтении стихов: "Мы не тенора"; Ахматова опубликовала эти слова, что не помешало ей назвать самого Блока тенором. Хоть и трагическим, хоть и эпохи, а -- тенором. Современный читатель ничего оскорбительного в этом теноре, кажется, не видит; но для читавших ещё в 1960-е годы эти строки именование тенором было оскорблением Блоку. Тименчик в последней своей книге, которая теперь у меня, приводит возмущённые письма интеллигентых читателей Ахматовой и воспоминания о шоке, вызванном этой строкой.

У слова тенор была сильнейшая коннотация пошлости; то ли выступали они много коммерчески, то ли вообще в отличие от баса не считались истинно мужским голосом -- Бог весть. И сейчас-то, в общем, "три тенора", Каррерас, Паваротти и Доминго -- имеют прежде всего поп-известность, а настоящие знатоки ими гнушаются.

[identity profile] xenia-mikhailov.livejournal.com 2005-12-10 12:17 pm (UTC)(link)
Да, имели именно поп-известность. Вспомните рассказы о поклонницах Козловского - чем не поп-звезда?

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-12-10 12:29 pm (UTC)(link)
Ну да, там были ненавидевшие друг друга "козлистки" и "лемешистки", и многие возмущались: "Как Вы могли приравнять Блока к Лемешеву"?

(no subject)

[identity profile] petrark.livejournal.com - 2005-12-10 18:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2005-12-10 18:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gollie.livejournal.com - 2005-12-11 01:41 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] saper.livejournal.com - 2005-12-11 03:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] petrark.livejournal.com - 2005-12-11 16:56 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gollie.livejournal.com - 2005-12-11 17:43 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2005-12-11 18:03 (UTC) - Expand

[identity profile] tacente.livejournal.com 2005-12-10 12:30 pm (UTC)(link)
"три тенора", Каррерас, Паваротти и Доминго -- имеют прежде всего поп-известность, а настоящие знатоки ими гнушаются

Не очень понятно. В своей футбольно-развлекательной ипостаси - возможно; но вообще-то это певцы самого высокого класса (особенно, на мой взгляд, Доминго - не столько по качеству голоса, тут Паваротти, пожалуй, одареннее, сколько по качеству музыкальной работы).

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-12-10 12:33 pm (UTC)(link)
Возможно, я действительно неаккуратно выразился. Но дело тут не в мастерстве (кто бы сомневался, что Козловский и Лемешев -- певцы высокого класса?), а в том, что тоже возникает аура футбольно-развлекательная, которая "отпугивает", что ли.

(no subject)

[identity profile] tacente.livejournal.com - 2005-12-10 12:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2005-12-10 12:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] petrark.livejournal.com - 2005-12-10 18:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2005-12-10 18:41 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] petrark.livejournal.com - 2005-12-11 16:51 (UTC) - Expand

$-)

[identity profile] starogitnosti.livejournal.com - 2005-12-12 07:06 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] serg0807.livejournal.com - 2005-12-11 05:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] petrark.livejournal.com - 2005-12-11 16:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gollie.livejournal.com - 2005-12-11 17:48 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] graf-g.livejournal.com - 2005-12-12 13:41 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] petrark.livejournal.com - 2005-12-12 16:21 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] graf-g.livejournal.com - 2005-12-12 16:24 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] petrark.livejournal.com - 2005-12-12 16:41 (UTC) - Expand

[identity profile] verych.livejournal.com 2005-12-10 01:58 pm (UTC)(link)
Да, не стоит их смешивать, скажем, с Басковым.

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2005-12-10 14:15 (UTC) - Expand

[identity profile] farraige.livejournal.com 2005-12-10 12:32 pm (UTC)(link)
Во время подработки в церковном хоре одного известного собора в одном известном городе, регентша обращалась к хору буквально так: "Сопрано-альты-тенора-мужчины".

Исторически тенора пользовались наибольшим успехом у женщин, т.к. неизменно партии лирических героев писались для теноров. Успехом этим они не гнушались и были окружены толпами млеющих поклонниц, с которыми были вольны заводить любого накалу интриги.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-12-10 12:35 pm (UTC)(link)
Вот! Именно.
Там кто-то (у Тименчика же приводится) наивно предполагал, что "тенор" -- месть Ахматовой Блоку за то, что тот не был влюблён в неё.

"Лирический герой оперы" -- могли быть и высокие коннотации. Тут именно что-то "вне сцены".

(no subject)

[identity profile] farraige.livejournal.com - 2005-12-10 12:59 (UTC) - Expand

[identity profile] kirillkirill.livejournal.com 2005-12-10 12:57 pm (UTC)(link)
А как вам книга? Стоит тех денег, которые за неё просят?

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-12-10 01:32 pm (UTC)(link)
Мне интересно.

[identity profile] anchoret.livejournal.com 2005-12-10 01:00 pm (UTC)(link)
В среде музыкантов словом "тенор" часто в шутку часто обозначают то же, что "футболист".

[identity profile] vadim-i-z.livejournal.com 2005-12-10 11:50 pm (UTC)(link)
Хотите, выложу современное поношение теноров? Фраза оттуда Как заставить пятерых теноров петь в унисон? Убить четырех из них неоднократно проверена на профессиональных хоровиках и одобрена всеми опрошенными.

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2005-12-11 00:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vadim-i-z.livejournal.com - 2005-12-11 00:22 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] anchoret.livejournal.com - 2005-12-11 09:06 (UTC) - Expand

[identity profile] lectiobrevior.livejournal.com 2005-12-10 01:09 pm (UTC)(link)
"Тенор", во второй половине девятнадцатого века почему-то считалось почти синонимом для "альфонс".

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-12-10 01:32 pm (UTC)(link)
да, всё как я и подозревал

из логова змиева...

[identity profile] ormer-fidler.livejournal.com 2005-12-10 01:55 pm (UTC)(link)
Я думаю, АА сказала то, что хотела сказать. Не то, что она почему-то употребила слово тенор "не в том" значении (почему бы?) -- именно в том. Блок был не очень удобной фигурой для того мифа, который АА так старательно конструировала из своей биографии. С другой стороны, делать вид, что его вообще не было, тоже не годилось. Ну, он и получил за всё это "тенора". Такой вот выход плохо сдерживаемой ярости...

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-12-10 01:57 pm (UTC)(link)
В том, в том, конечно. Это-то разумеется, и она полупризналась. Я о слове.

UPD

[identity profile] ormer-fidler.livejournal.com 2005-12-10 01:57 pm (UTC)(link)
И, кстати, если уж на то пошло, не Блока ли АА называла "демон сам с улыбкой Тамары"? На этом фоне "тенор" -- даже ласково.
(deleted comment)

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2005-12-11 11:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] flaass.livejournal.com - 2005-12-11 12:11 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2005-12-11 14:24 (UTC) - Expand

[identity profile] anirinka.livejournal.com 2005-12-10 03:26 pm (UTC)(link)
ну неправда, что гнушаются - по отдельности голоса-то у них у всех ьроих прекрасные, но когда втроём - это да, это уже пошловато, особенно когда песни из мюзиклов петь начинают
знатоки, как мне кажется, гнушаются не самими по себе голосами, но тем, что они этими голосами позволили себе петь
как-то так

тенор

[identity profile] willich.livejournal.com 2005-12-10 11:46 pm (UTC)(link)
ТИШЕ, ТЕНОР УМ ХРЕНАМ МАНЕР - ХМУРО НЕ ТЕШИТ!

[identity profile] vadimus77.livejournal.com 2005-12-11 07:18 am (UTC)(link)
Я сам тенор.
Распространено такое ироничное мнение, что чем пустоголовей тенор, тем он будет лучше петь, дескать безмозглому тенору есть чем резонировать.
Я вспоминаю, как преподаватель мне всегда говорила:"Зачем Вы думаете? Тенору противопоказано думать, просто тупо повторяйте что Вам говорят!"
Козловского с Лемешевым даже не ставьте с итальянцами рядом!Небо и земля!

[identity profile] serg0807.livejournal.com 2005-12-11 11:35 am (UTC)(link)
Судя по тому, что наши тенора перечислены первыми - они, видимо, "небо" ?..

(no subject)

[identity profile] vadimus77.livejournal.com - 2005-12-11 16:28 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gollie.livejournal.com - 2005-12-11 17:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vadimus77.livejournal.com - 2005-12-12 05:15 (UTC) - Expand

[identity profile] alik-manov.livejournal.com 2005-12-11 01:48 pm (UTC)(link)
Впервые Блока обозвал тенором Зенкевич в одной из рецензий (про это я нашел, а потом, как всегда, оказалось - Тименчик). У Озерова где-то реплика Ахматовой о том, какие почетные партии пели тенора. Ср. также (для смеху) про Козловского в "Москве-Петушках"

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-12-11 02:25 pm (UTC)(link)
спасибо!

Тименчик велик и могуч, но так по-карамзински (почти по-галковски) впихивать всё в примечания я бы не стал
читать тяжело :)

(no subject)

[identity profile] alik-manov.livejournal.com - 2005-12-12 08:47 (UTC) - Expand

[identity profile] allinn.livejournal.com 2005-12-11 09:58 pm (UTC)(link)
По-моему, соверщшенно замечательно на этот счет сказал Бродский, когда они с Волковым как раз "трагического тенора" обсуждали.
Волков: ... если вдуматься, это вовсе не комплимент.
Бродский: А в баховских "Страстях по МАтфею" Евангелист - это тенор. Партия Евангелиста - это партия тенора. .... И стихи эти написаны как раз в тот период, когда я приносил ей пластинки Баха.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-12-12 03:56 pm (UTC)(link)
Спасибо! Очень интересно.

[identity profile] nektari.livejournal.com 2005-12-12 03:24 pm (UTC)(link)
АА отсылала вопрошающих к Баху, но с какой стати? В этой стране тенора проходили скорее по ведомству ПИЧ, это еще в лучшем случае. Вспоминаю сомовский портрет - и он у меня не ассоциируется ни с тенором, ни с баритоном, ни с басом. Скорее - с молчанием. Так что: мне представляется совсем простая штука: хотела рифму сочинить – и съела Блока.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-12-12 03:56 pm (UTC)(link)
Тенор там не в рифме. "Голос" -- запросто можно было сказать (и многие предлагали, Леонид Борисов, например).

Насчёт последней фразы: не понял ни что такое "эта страна", ни что такое "ПИЧ".

(no subject)

(Anonymous) - 2005-12-13 07:26 (UTC) - Expand

[identity profile] xolotl.livejournal.com 2005-12-19 09:12 pm (UTC)(link)
Полагаю, дело не столько в семантике, сколько в идиоматике: в опере не бывает "просто" теноров - они либо лирические, либо героические, либо характерные и пр. А с басами в этом плане голяк: они различаются только тесситурными свойствами. Тут поэтическому не сильно разгуляться.