mitrius: (Default)
mitrius ([personal profile] mitrius) wrote2006-01-26 03:19 pm

ещё один "газетный апокалипсис": неоднозначно

"Специалисты Московского института открытого образования (МИОО) предложили москвичам — представителям разных профессий — нарисовать контур России и отметить некоторые города.Из более 500 работ не нашлось ни одной (!) без грубой ошибки. Значительная часть опрошенных считают, что Северный Кавказ находится в Азии. Саранск, Йошкар-Олу и Петрозаводск, как правило, «ссылали» в Сибирь. Расположения городов и рек за Уральским хребтом не знает практически никто. Но что самое удивительное: по мнению некоторых участников опроса, граница между европейской и азиатской частями России проходит… горизонтально! В отдельных работах страна была квадратной или даже треугольной. Островную часть России и Калининградскую областьна своих картах обозначали единицы. Хорошо москвичам известно местоположение только столицы и Санкт-Петербурга. Если на таком уровне знания отечественной географии у людей, в большинстве своем имеющих высшее образование, то что же говорить об остальных?
Антимосковскую проблематику поднимать по понятной причине не буду (в [livejournal.com profile] ru_anti_moscow порадовались бы), а обращу внимание на педагогическую и идеологическую. Да, азы географии своей страны надо давать именно схематически, прежде и главнее всей особой науки, территориальных комплексов, добычи никеля, лесотундры и Кумо-манычской впадины -- а прежде всего "где что" и "какие примерно формы-расстояния". Не знаю, как с этим в США, где страна родная тоже широка (подозреваю, там в Джорджии тоже нетвёрдо помнят, где Айдахо -- ничего не обобщаю, как и в случае Москвы, а говорю о случайной выборке). А во Франции всех школьников учат, что у них Франция имеет форму шестиугольника, héxagone (это и для национальной стилистики удобно -- ещё один синоним), и любой француз может нарисовать этот héxagone и главные города с закрытыми глазами одним росчерком пера, хотя с точки зрения не учившегося в их школе héxagone усмотреть в очертаниях Франции крайне сложно.

Из-за этого нуля с географией и национальные проблемы многие -- таджиков и грузин считают за один народ, азербайджанцев называют хачами (!! по иронии судьбы хач по-армянски крест), а что осетины и те же грузины православные, боюсь, удивит большинство москвичей. С другой стороны,
Московские педагоги, которые приходят к нам на курсы повышения квалификации, иногда задают такой вопрос: «Почему Северный Кавказ едет к нам в Россию?» А учителяиз национальных автономий допускают высказывания вроде: «Я выезжаю в Россию каждый год». Если жители страны не научатся адекватно воспринимать границы государства, ощущать национальное единство, Россия рискует оказаться в границах Московского государства XIV века».
Действительно, нельзя не увидеть тенденции (хотя в статье об этом прямо не говорится) считать Россию компактной мононациональной страной (в границах не XIV века, а времён Василия III -- начала XVI), расположенной в Европе, из которой все национальные автономии "выплюнуты" в недифференцируемые (и сами по себе, видимо, никому на фиг не нужные) Сибирь или Среднюю Азию.
Авторы статьи предлагают всем ездить на Дальний Восток:
Кроме того, во многих институтах из-за финансовых проблем отменили полевые дальние практики (выезды студентов в разные уголки России). Сегодня практика может проводиться не на Дальнем Востоке, а в… Измайловском парке.
(далее выделенное курсивом -- апдейт, вставлено для разъяснения, а то вызвало много споров). Я очень за добровольные поездки на ДВ, за дешевизну их и пропаганду внутреннего туризма, но когда слышишь призывы принудительной практики -- хочется сказать как в том фильме: "Нет, уж лучше вы к нам": и в парке хорошо (мало ли у кого какие обстоятельства, да и от принудиловки чувства не те; у дальневосточных в Москве -- разумеется, тоже). Но знать надо.

(Предупреждение для комментаторов: отец -- как раз грузин, мать -- как раз с Дальнего Востока, так что московского расизма не ищите)

[identity profile] tacente.livejournal.com 2006-01-26 12:28 pm (UTC)(link)
почему лучше вы к нам?

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-26 12:51 pm (UTC)(link)
потому что я живу около Измайловского парка, а фраза "Лучше вы к нам" в известном фильме относится к Магадану, который как раз находится на Дальнем Востоке :)

сложный подтекст :)

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2006-01-26 13:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2006-01-26 14:11 (UTC) - Expand

mille pardon!

[identity profile] jescid.livejournal.com - 2006-01-26 14:24 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2006-01-26 13:59 (UTC) - Expand
(deleted comment)

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-26 12:52 pm (UTC)(link)
хачами изначально называли именно и только армян (от Хач, Хачик, Хачатур), но потом стали называть "всех этих чёрных" подряд, включая и грузин, и азербайджанцев, и чуть ли не башкир

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2006-01-26 13:51 (UTC) - Expand

[identity profile] tigris-traum.livejournal.com 2006-01-26 12:36 pm (UTC)(link)
ужас, прямо про меня. у меня с географией такой кошмар, что стыдно. одно утешает: знаю, что граница вертикальна, знаю про Калининград и про осетин с грузинами :)

а что в России есть, так то не хуже здесь

[identity profile] smilga.livejournal.com 2006-01-26 12:44 pm (UTC)(link)
У моей прабабки, которая была родом из города Мариинска (сейчас это Кемеровская область), был своего рода сибирский патриотизм. Прадеду-калужанину и его родне она якобы имела обыкновение говорить: «У нас не так, как у вас в России, в лаптях никто не ходит.» Кажется, от каких-то сибирских знакомых я и сам во вполне новые времена слышал слово Россия в значении «европейская Россия».

[identity profile] kirillkirill.livejournal.com 2006-01-26 12:50 pm (UTC)(link)
Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж?

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-26 01:31 pm (UTC)(link)
Оно там цитируется :)

[identity profile] fortunatus.livejournal.com 2006-01-26 12:53 pm (UTC)(link)
Да, по себе знаю. Некоторые москвичи, узнав, что я родом из Башкирии, спрашивали: "а какое у вас гражданство?", "а у вас там своя валюта?" В лучшем случае помещают Уфу в Сибирь. С другой стороны, иные казанцы о поездке в Нижний Новогород говорят "съездил в Россию".

(Anonymous) 2006-01-26 01:34 pm (UTC)(link)
Между прочим, неплохая подъёбка. Это не от незнания географии, а от того местечкового сепаратизма, которым грешат почти все регионы, особенно "нацреспублики". Я и сам иногда прикалываюсь: "Съезжу в Москву, пока туда ещё без визы можно".

(no subject)

[identity profile] kamenikrest.livejournal.com - 2006-01-27 09:20 (UTC) - Expand

[identity profile] agiasma.livejournal.com 2006-01-26 01:02 pm (UTC)(link)
ну, по моим наблюдениям, все так плачевно и есть(
я пытаюсь активно устранять пробелы, изучаю карты, пользуюсь программками, где надо расставить страны и города.
зато карту Франции, дейстительно, могу нарисовать с закрытыми глазами, хоть и училась не у них.

карта передо мной висит

[identity profile] laire-laire.livejournal.com 2006-01-26 01:02 pm (UTC)(link)
Ну контуры России я тоже не нарисую, потому что схематично не знаю как, а со всеми выступами и впадинами :) просто не смогу.
Кроме того, вопрос методики. Отметить что-либо на пустой карте без каких-нибудь привязок очень сложно. Другое дело, если надо подписать безымянные кружочки-города или реки. Это гораздо проще.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-26 02:01 pm (UTC)(link)
Так надо придумать схему. Héxagone -- это же чей-то креатифф :))

(no subject)

[identity profile] laire-laire.livejournal.com - 2006-01-26 14:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vadim-i-z.livejournal.com - 2006-01-26 15:08 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mvs.livejournal.com - 2006-01-26 15:13 (UTC) - Expand

[identity profile] agafia.livejournal.com 2006-01-26 01:16 pm (UTC)(link)
авторы правильно советуют съездить на ДВ
нет ничего более целительного для московско-центричной картины мира
(о чем я кажется неоднократно писала в ходе поездок)
а что касается карты то признаюсь честно: не все города где я была смогу на ней указать
оно ведь как бывает: садишься в транспорт и едешь куда везут...

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-26 01:52 pm (UTC)(link)
Они советуют не съездить (пропагандировать туризм, например), а принудительно отправлять на практику; я возражал против этого. Поправлю пост.

(no subject)

[identity profile] agafia.livejournal.com - 2006-01-26 14:33 (UTC) - Expand

[identity profile] chingachguk.livejournal.com 2006-01-26 01:32 pm (UTC)(link)
В Институте языкознания вчера, вот, пили за дружбу Калмыкии и России.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-26 01:58 pm (UTC)(link)
"Калмык меня балует: Азия протежирует Африку" (с)

(no subject)

[identity profile] chingachguk.livejournal.com - 2006-01-26 15:01 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] agafia.livejournal.com - 2006-01-26 15:08 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] chingachguk.livejournal.com - 2006-01-27 06:38 (UTC) - Expand

[identity profile] fasteinberliner.livejournal.com 2006-01-26 02:04 pm (UTC)(link)
Недавно читал книгу воспоминаний одного родственного мне революционера, где он описывает свои ссылки сначала в Тулу, а потом в Якутию и на Дальний Восток. Так вот там на каждом шагу встречаются подобные фразы:
"Чем то зловещим пахнула на нас встреча на одном из этапов, недалеко от Иркутска, с возвращавшимся после трехлетней ссылки в Россию из Якутской области О. Рубинком."
"Вдоль р. Лены, во времена Екатерины второй, были поселены крестьяне, мужики из России."
Воспоминания печатались в 1919 г. в эмиграции.
Так что, мне кажется, называть Россией только европейскую ее часть - давнее и потому не столь уж страшное явление. Просто нет единого удобного термина для обозначения соответствующей территории (насколько я понимаю, речь идет о территории исконного расселения славян), а необходимость в нем многие ощущают.

[identity profile] petrark.livejournal.com 2006-01-26 02:08 pm (UTC)(link)
Да-а... Патриоты, блин. Хотя, должен признаться, сам недавно смотрел по атласу взаиморасположение Омска, Томска и Новосибирска. Но контуры нарисую, острова не забуду, города более-менее размещу. А что до Кёнигсберга, то у меня по его поводу своё мнение.

[identity profile] starodvor.livejournal.com 2006-01-26 02:27 pm (UTC)(link)
Вот про Иркутск, сама видела (особенно показательно в сопоставлении), пишут так: Рязань - город в России, Иркутск - город в Сибири (а учебник, где пишут, издан в Москве).

Областничество форева! :)
Щапов форева! :)

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-26 02:36 pm (UTC)(link)
Да-а. Ещё сибирской языкот быват.

Может быть, нужно еще и пропагандировать в СМИ названия фед. округов: Поволжье, Центр, Северо-Запад, Сибирь и проч. (хотя в нынешнем виде они несколько устрашающи и по названию, и по границам, особенно вызывают вопросы границы Уральского ФО относительно Поволжья и Сибири). Разумеется, оппозиция Россия (европейская) vs. Сибирь имеет смысл (о чём тут уже не раз писали), но первый член этой оппозиции не должен называться Россией :)

(no subject)

[identity profile] starodvor.livejournal.com - 2006-01-26 15:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2006-01-26 16:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vadim-i-z.livejournal.com - 2006-01-26 15:11 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] starodvor.livejournal.com - 2006-01-26 15:16 (UTC) - Expand

[identity profile] agafia.livejournal.com 2006-01-26 02:36 pm (UTC)(link)
да, кстати, у Чехова в "Острове Сахалине" отбывшие срок каторги хотят уехать сначала на материк, а оттуда - в Россию. То есть, Дальний Восток - это материк, но не Россия.

вспомнилось почему-то

[identity profile] mvs.livejournal.com 2006-01-26 02:36 pm (UTC)(link)
Сегодня с матушкой было долгое объяснение, она волновалась и доказывала ему, что за праздники он обленился и опустился, готовит из себя, очевидно, волостного писаря или телеграфиста на станции Безенчук. «Вечером вместо глупых картинок, — сказала она, — будешь у меня рисовать Южную Америку».
(Детство Никиты)

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-26 02:57 pm (UTC)(link)
Интересно, фамилия ильфовского гробовщика отсюда или общий эллинистический источник?

На просторах родины чудесной

[identity profile] therese-phil.livejournal.com 2006-01-26 02:37 pm (UTC)(link)
А что, упражнений с контурными картами в школьном курсе географии больше нет? Оч. полезное было дело, и увлекательное. Иеперь же, с компьютерными технологиями, географию вообще в сказочную игру можно превратить.

Самое поразительное - горизонтальная граница Европы и Азии... Вот он, геополитический прогноз борьбы Севера и Юга!

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-26 02:55 pm (UTC)(link)
Да, ещё как можно! Например, "нанесите на карту России республику Карелия" (drag-and-drop мышью -- играл в такую игру по странам Европы недавно).

Я обожал школьником покупать ККарты на неск. классов вперёд и заполнять "для себя", но какие задания по ним давались в школе и насколько их было много -- не помню уже. Есть ли сейчас -- не знаю, вроде бы видал в продаже. Общее ощущение, что учат (и при мне, 1980 г. р., и сейчас) географии скорее "для галочки", не считая её практически важным предметом.

Мне такая геополитика ещё напоминает анекдот о том, почему в попе разрез не горизонтальный -- чтоб при беге не хлопало. Лавразия с Гондваной какие-то.

(no subject)

[identity profile] tinde-j.livejournal.com - 2007-01-28 10:38 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2007-01-28 11:14 (UTC) - Expand

синекдоха

[identity profile] arno1251.livejournal.com 2006-01-26 02:56 pm (UTC)(link)
Как уроженец Карачаево-Черкесии, отмечу, что Московия у нас всегда называлась Россией. И в советские времена, и сейчас.

-- Я тут недавно в Россию ездил. Ну, кошмар просто.

-- Это у вас в России так гэкают?

-- Тут тебе не Россия, это Кавказ.

Re: синекдоха

[identity profile] andreystv.livejournal.com 2006-01-26 10:43 pm (UTC)(link)
Так и есть)))

[identity profile] mvs.livejournal.com 2006-01-26 03:04 pm (UTC)(link)
Слушай, по-моему, именно они ничего не говорят о принудительной практике.
Это скорее о том, что нам в свое время дали денег на Хакасию, перепутав Красноярск с Краснодаром.

[identity profile] vadim-i-z.livejournal.com 2006-01-26 03:15 pm (UTC)(link)
Ха! На турбазе в Северной Осетии (Цей, если кто знает) в моей группе оказались две москвички, которые весь первый день долго оглядывались по сторонам, а вечером робко спросили: "А где здесь море?"
Я объяснил, где.
Они долго возмущались. "Нам же обещали!"

[identity profile] vadim-i-z.livejournal.com 2006-01-26 03:20 pm (UTC)(link)
Меня когда-то убила фраза видного московского политика (забыл, кого именно), обратившегося во времена карабахского конфликта к обеим сторонам: "Неужели вы, два мумсульманских народа, не можете договориться?"

[identity profile] kusia.livejournal.com 2006-01-27 03:12 pm (UTC)(link)
wow!
как бывшая бакинка, оценила
вообще, во времена национальныx конфликтов география учится быстро

[identity profile] letnja-kisha.livejournal.com 2006-01-26 04:00 pm (UTC)(link)
Комменты не читала. Про США хотела сказать, что тут все не вертится вокруг одного центра (хотя, Нью-Йорк, конечно, больше всех остальных), люди ездят и переезжают по всей стране, и поэтому примерно представляют где находятся все штаты (хотя, это я говорю про людей, которые действительно переезжают, некоторые живут себе в каком-нибудь Огайо всю жизнь, они, может и не знают). Центры разбросаны по всей стране: Нью-Йорк, Бостон, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Чикаго; но есть еще меньшие, но все равно довольно большие города - Хьюстон, Сиэтл, Майами, и т.д.
А вот насчет России это да, я там очень мало что видела до отъезда (и часто путаюсь в месторасположении городов, рек, и всего остального), и теперь очень жалею.

[identity profile] pan-twardowski.livejournal.com 2006-01-26 08:49 pm (UTC)(link)
Ну, логика изложения несколько странная.
Кому-кому, а лингвисту-типологу с уже в общем-то неплохим полевым стажем повышенную ценность нерусских народов в составе России объяснять как-то не надо. И к мигрантам в Москве (будучи, видимо, отчасти коренным москвичом) отношусь с профессиональной радостью. И уж таджиков от грузин как-нибудь да отличу :)
Но НАРИСОВАТЬ КАРТУ ВСЕЙ РОССИИ, ПРАВИЛЬНО РАЗМЕСТИВ НА НЕЙ ВСЕ ГОРОДА, ДА ЕЩЕ И НЕ ЗАБЫВ ВСЕ ОСТРОВА не смогу никогда. Потому что вообще плохо у меня с рисованием и даже пространственным воображением. Расположение городов и рек по памяти не назову даже между СПб и Москвой. Притом что в принципе карту знаю неплохо и с детства всякие карты люблю.
Для меня, таким образом, наиболее естественный вывод состоит в том, что сама постановка описанного эксперимента с картой довольно бредовая, а его результаты ни о чем не говорят.
Не говоря о том, что свалены в одну кучу а) проблема этническая - грубо говоря, отношение русских к нерусским - и б) проблема "государства в государстве" - отношение жителей метрополии к провинциалам.
Притом, что обе проблемы, конечно, есть, и сильно есть.

Сильно утрируя

[identity profile] olesar.livejournal.com 2006-01-26 09:47 pm (UTC)(link)
А вы пробовали когда-нибудь поступать на геофак? Так вот, репетиторы там занимаются только одним: учат абитуриентов рисовать карту России (ранее СССР) с закрытыми глазами (я, конечно, усугубила - всего лишь подписывать контурную карту). Без этого туда не поступить. Все остальное (нитки трубопроводов и проч.) выучивается наизусть безо всякой посторонней помощи.

[identity profile] menelik3.livejournal.com 2006-01-26 10:50 pm (UTC)(link)
А чем же Вам так не приглянулась Кумо-Манычская впадина? :)) По ней же по одной из версий как раз и проходит граница между Европой и Азией, причем довольно горизонтальная.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-26 11:28 pm (UTC)(link)
Это вредное знание, провоцирующее аппроксимировать его на границу в целом.

Нормальному человеку достаточно Урала!

(сказал атличник атличнику)

[identity profile] tr.livejournal.com 2006-01-27 02:23 pm (UTC)(link)
Немножечко в сторону: технические ухищрения, как например Google Earth, мне кажется, могут помочь выяснить и запомнить что находится, например, за Уралом

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-27 03:34 pm (UTC)(link)
Это Вы об использовании информационных технологий в школьном образовании? Или нет?

(no subject)

[identity profile] tr.livejournal.com - 2006-01-27 16:07 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2006-01-27 17:08 (UTC) - Expand

[identity profile] janez.livejournal.com 2006-02-02 06:53 pm (UTC)(link)
Хм. А у нас в Сургуте (ХМАО) все видится наоборот: то, что за Уралом, называется Большой Землей. "У ее брат на Большой Земле" может означать как европейскую часть России, так и Украину, Белоруссию или Молдавию.