mitrius: (Default)
mitrius ([personal profile] mitrius) wrote2006-07-17 10:10 am

Ловля пескарей в Грузии

В конце 1980-х годов по всей читаемой мной, второклассником, печати пронёсся слух, что существует крайне разрушительное и националистическое сочинение Виктора Астафьева "Ловля пескарей в Грузии", где автор клевещет на грузин, выставляет их последними мерзавцами, а сам путает грузинские имена и названия: пишет, напр., Чебукиани вм. Чабукиани. На Астафьева обиделась и русская интеллигенция, и особенно сами грузины: в Тбилиси была напечатана книга "Такое длинное письмо Астафьеву", в получавшихся отцом из Тбилиси книгах об искусстве нередко были разделы против Астафьева -- их легко можно было узнать по кириллическим вставкам. Позже покойный Вильям Похлебкин в книге про кулинарный антураж сделал резкое отступление против Астафьева, сравнив его с чеховским Солёным, который путает чихиртму с черемшой. Всё это, разумеется, вызывало у меня предубеждение против Астафьева, оскорбившего народ, к которому сам принадлежу наполовину.

В начале 2000-х нашёл я в Интернете эту "Ловлю" и прочёл её -- впервые. На меня она не произвела никакого отталкивающего впечатления: автор не без сатирической гротесковости, но вполне изобразил бесхозяйственность, ложь, мафиозность и проч., что вполне было характерно в 1970-е и 1980-е для всех республик (и в полной красе себя проявило после). Что до колорита национальных характеров, то это никак не противоречило моему опыту общения с грузинами и накопленной самоиронии. Решил сверить -- распечатал и показал текст грузину отцу (который тогда, кажется, тоже не читал) и русской матери (ездившей с ним в Грузию и общавшейся с деревенскими, как и Астафьев). Оба сказали, что на зеркало, в общем, неча пенять.

Это я к чему. В перечне "совершенно невероятных" транслитераций русской речи грузин у Астафьева -- такого, что "грузин никогда не скажет" -- критики тогда называли выппем и отыц. Выппем я слыхал неоднократно за жизнь, а на этой неделе услышал и как грузин отыц говорит -- вполне чётко и уверенно :)

Иа П1аст1эрнак1а нэ чит1ал, на ск1ажу...

[identity profile] petrark.livejournal.com 2006-07-17 06:40 am (UTC)(link)
:-)

Воспитанный гость - благодарный за все

[identity profile] iris-ibericus.livejournal.com 2006-07-17 06:52 am (UTC)(link)
Да. Слышала я про эту ловлю пескарей от грузин (помнят и обижаются до сих пор), и сама читала - и ее, ловлю, и "длинный ответ". Не думаю, что грузины обижаются на бесхозяйственность и мафиозность - нет. Все дело в гостеприимстве, которое они Астафьеву оказали далеко не в самой худшей мере, если не сказать наоборот, а он их потом так сатирически попозорил. Для грузина съесть хлеба и выпить вина в доме человека - не говорить о нем ничего дурного. В доме врага или неприятного человека крошки в рот не берут. Гость, которого возили-развлекали-угощали-поили-рассказывали-показывали-знакомили, позволивший себе вообще какой-либо негативный комментарий или недовольство - ну это просто невоспитанный хам для них, не оценивший высот грузинского гостеприимства. Астафьев не просто позволил себе негативный комментарий - он позволил себе намного больше, что для них чудовищно и неприемлемо, потому и до сих пор помнят.
Если честно, мне статья показалась неприятной. Как-то с высока он с ними, с грузинами, будто обязаны ему чем - а чем они ему обязаны?
Насчет акцента - да по-разному говорят. выппем как-то не приходилось слышать вообще (:))), отыц тоже не слышала - слышала атэц, а еще чаще - папа :).

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-07-17 06:55 am (UTC)(link)
Про гостеприимность -- это да, это верно, я даже и хотел написать. А свысока -- к сожалению, привычка "советских писателей"... Я не говорю, что текст приятен целиком.

Да, отыц штука, видимо, очень редкая -- так "э" иногда реализуется между глухими, к нейтральному ближе.

[identity profile] berezin.livejournal.com 2006-07-17 07:22 am (UTC)(link)
А тут нет ли поправки на то, что Грузия большая - я не помню, кстати, куда его возили. В Кахетию? Ближе к Абхазии? Ближе к Осетии? А то в Аджарию какую?

[identity profile] arno1251.livejournal.com 2006-07-17 10:16 am (UTC)(link)
селение Гвиштиби, под Цхалтубо

[identity profile] berezin.livejournal.com 2006-07-17 10:31 am (UTC)(link)
Ну, люди-то могли быть не только из Кутаиси. Я допускаю, что сваны и менгрельцы по-раному меняют русскую фонетику. Равно как и аджарцы.
Эта тема, кстати, мне кажется совершенно изученной. А лет через десять русский язык в республиках и вовсе уйдёт, и она станет неизучаемой.

[identity profile] chhwe.livejournal.com 2006-07-17 05:34 pm (UTC)(link)
можно ещё вспомнить атац из крымского языка яки

[identity profile] anonimno111.livejournal.com 2006-07-18 03:54 am (UTC)(link)
если можно, интересно узнать, крымский язык "яки" - это что?
в смысле - чей он?
крымских татар? крымских караимов? крымчаков?

не крымских же готов или скифов, верно?

Re: Воспитанный гость - благодарный за все

[identity profile] mnemtsev.livejournal.com 2011-10-22 09:21 am (UTC)(link)
Да, но Астафьев там и про "русских" отзывается без симпатии. Кажется, через всю повесть проходит противопоставление творчества -настоящего человеческого дела, вечного - и мелокого жадного "деланья своих дел", бизнеса-шмизнеса. Можн прочитаь повесть как националистическую, но именно -"прочитать", а Астафьева ведь не разичия нацинальностей там занимают, а образа жизни и отношения к себе, к людям. Недаром там в центре -такое подробное и взволнованное описание храма в Гелати.

[identity profile] cema.livejournal.com 2006-07-17 07:30 am (UTC)(link)
Да, была знаменитая переписка Эйдельмана с Астафьевым. "В этом письме Тоник просил Астафьева, чтоб тот [...]".

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-07-17 12:17 pm (UTC)(link)
да, напросился на свою голову :(

[identity profile] vadim-i-z.livejournal.com 2006-07-17 08:22 am (UTC)(link)
Тогда это всё воспринималось в другом контексте. "Память", некоторые неприятные публикации самого Астафьева и всё такое.

[identity profile] ormer-fidler.livejournal.com 2006-07-17 09:34 am (UTC)(link)
Теперь пора перечитать его переписку с Эйдельманом!

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-07-17 12:15 pm (UTC)(link)
Её я и так помню :(

[identity profile] berezin.livejournal.com 2006-07-17 10:38 am (UTC)(link)
А вот нет ли в Сети грузинского ответа? А то я нашёл только переписку с Эйдельманом.

[identity profile] arno1251.livejournal.com 2006-07-17 10:53 am (UTC)(link)
Эх, жаль, я по-грузински знаю только "Гамарджоба!"...

[identity profile] berezin.livejournal.com 2006-07-17 11:16 am (UTC)(link)
Да вот, выше говорят, что она по русски печаталась. Странно, что никто не выложил.

[identity profile] tacente.livejournal.com 2006-07-17 10:43 am (UTC)(link)
Все-таки свели на лингвистический вопрос! Нельзя же так, Митя, вы же еще молодой человек!

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-07-17 12:16 pm (UTC)(link)
:)))

[identity profile] falcao.livejournal.com 2006-07-17 12:25 pm (UTC)(link)
При всей моей давней любви к Грузии, я ничего крамольного в рассказе Астафьева не увидел. Я его читал примерно в то время, когда он и был напечатан. Мне очень понравилось. Реакция, честно говоря, меня удивила. Являясь космополитом, я никогда не понимал, почему люди такое значение придают национальному вопросу. В раннеперестроечный период, когда на эту тему стало говорить "можно", наверх повылазило всякое. И пошли "обмены любезностями". Та же переписка Астафьева с Эйдельманом -- из этой же серии. Отовсюду крики возмущения. Тут якобы обидели русских, там -- евреев, потом кого-то ещё. По-моему, это вздор. Если критика происходит на должном уровне, то можно говорить что угодно и о ком угодно, и обижаться не на что. Если уровень низок, то на это надо и упирать, а вовсе не на несоблюдение норм пресловутой "политкорректности".

Обиднее всего, что сейчас националистический сорняк расцвёл махровым цветом. Заметим, что в 90-е эта тема как-то отошла на периферию, а сейчас "потреоды" расплодились в геометрической прогрессии. Даже власть успела перекраситься. А по сути они все повторяют "идеи" доктора философских наук из деревни Мымрино -- сельского учителя Зюганова. Который спёр их в свою очередь у Ивана Ильина. Сейчас Зюганов окончательно захирел, а спирохеты его "учения" только во вкус входят. Противно.

потреоды

[identity profile] chhwe.livejournal.com 2006-07-17 05:36 pm (UTC)(link)
ещё некоторые говорят поцтреоты beg pardon my French

[identity profile] konstkaras.livejournal.com 2006-07-17 07:36 pm (UTC)(link)
+1