mitrius: (Default)
mitrius ([personal profile] mitrius) wrote2006-09-01 03:01 pm

Дело о падеже: по заказу Росагропрома

Попросил тут один финн посмотреть, как распределяются в русском корпусе по частотности падежи. Посмотрел существительные в "снятой" части Корпуса (5 млн.) и глаза на волосы полезли:

Единст. Множ.
Им. 32% 26%
Род. 23% 33%

Дат. 5% 5%
Вин. 19% 19%
Твор. 9% 10%
Предл. 10% 8%
"2Предл". 1% -


Болд мой. Такое резкое различие между им. и род. в разных числах должно быть либо давно известно науке, либо это глюк какой-то.

X-post to [livejournal.com profile] terra_linguarum.

[identity profile] fbmk.livejournal.com 2006-09-01 11:08 am (UTC)(link)
Контексты, где падеж навязывается внутри ИГ:
для единственного только с малыми числительными (два-три-четыре),
для множественного - остальные числительные + элективные конструкции (ATR из ...)

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-09-01 11:17 am (UTC)(link)
Да, так оно, видимо и есть. С большим числительным генитив обслуживает все внешние падежи, отсюда нагрузка на него.

[identity profile] pan-twardowski.livejournal.com 2006-09-01 08:59 pm (UTC)(link)
Об этом я тоже как раз и подумал.

[identity profile] linguiste.livejournal.com 2006-09-01 11:11 am (UTC)(link)
Хорошо, что, наконец, есть объективные данные, хоть они и предсказуемы:

Nom. sg. - деноминативная функция, а также (возможно) немаленькое число singularia tantum.

Gen pl - при числительных.

Можно это как-то проверить?

[identity profile] fbmk.livejournal.com 2006-09-01 11:14 am (UTC)(link)
Поиском словоформ гуглем это соотношение мне не удалось подтвердить.
Но, конечно, Корпус во много раз надежнее.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-09-01 11:15 am (UTC)(link)
думаю, можно :)

[identity profile] fbmk.livejournal.com 2006-09-01 11:28 am (UTC)(link)
Если искать по Нацкорпусу конкретные словоформы:
Столов - 600 контекстов, стола - около 7 тысяч контекстов.
Компьютеров - около 700, компьютера - около 1 тысячи.
Т.е. родительного единственного в абсолютном исчислении больше, чем родительного множественного.
Впрочем, эти абсолютные цифры перекрываются, видимо, тем, что единственного вообще больше, чем множественного.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-09-01 11:51 am (UTC)(link)
Единственного не просто больше -- его в 3,4 раза больше.

[identity profile] mashaaaa.livejournal.com 2006-09-01 11:32 am (UTC)(link)
У меня подленько вылезает охотничий интерес - а нельзя ли это еще и "озадачить".

[identity profile] bleys.livejournal.com 2006-09-01 11:46 am (UTC)(link)
Уже нельзя - запись не подзамочная =)

[identity profile] verych.livejournal.com 2006-09-01 07:38 pm (UTC)(link)
Ну и что? Грамматики, из которых берутся данные, тоже общедоступны.

[identity profile] bleys.livejournal.com 2006-09-01 08:46 pm (UTC)(link)
Да, конечно. Но разговоры про "не сделалть ли задачу на" не начинают во всеуслышанье. Обычно

[identity profile] zeitblohm.livejournal.com 2006-09-01 11:35 am (UTC)(link)
Хотя уже всё объяснили, нельзя не указать, что немарк. форма у русских существительных бывает в NOM.SG(соотв, ACC.SG у неодушевленных) и GEN.PL, так что идеи функционалистов про связь маркированности и частотности блистательно подтверждаются

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-09-01 11:52 am (UTC)(link)
И точно.

[identity profile] mask-13.livejournal.com 2006-09-01 11:38 am (UTC)(link)
Прошу прощения за оффтопик: а что такое "второй предложный"?

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-09-01 11:53 am (UTC)(link)
"На берегу", "в бреду".

Еще есть второй родительный (чаю), звательный (Вась!) и, возможно, второй винительный ("в солдаты"), но они не набирают 1%, да и вообще каждый бывают только в одном числе.

[identity profile] sutasu.livejournal.com 2006-09-01 12:19 pm (UTC)(link)
"Болд мой" я сначала воспринял как восклицание, нечто вроде "Oh, my God" :-)))

[identity profile] mvs.livejournal.com 2006-09-01 12:34 pm (UTC)(link)
+1
:)

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-09-01 12:38 pm (UTC)(link)
О Жир мой! О Полужир мой!

[identity profile] sorcino.livejournal.com 2006-09-01 12:41 pm (UTC)(link)
И я тоже.

[identity profile] ukropinka.livejournal.com 2006-09-01 01:28 pm (UTC)(link)
И я. Какой ужас :)

[identity profile] iseg.livejournal.com 2006-09-01 02:41 pm (UTC)(link)
фамилии?

[identity profile] iseg.livejournal.com 2006-09-01 02:42 pm (UTC)(link)
я имею в виду что по неснятому все фамилии = мн.род.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-09-01 02:59 pm (UTC)(link)
Я только по снятому считал.

Ну да, "для Вас, Козлов", "бетховен -- царевен" и т. п. (не говоря о 80% винительного).
(deleted comment)

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-09-01 08:50 pm (UTC)(link)
Спасибо!
Я так и думал, что у Штейнфельда или Засориной должно об этом быть.