(no subject)
Nov. 8th, 2007 09:43 pmИзвестно, что руководители братских партий именовались по имени-отчеству, включаясь в дружную семью. Так, Дубчека, у которого отца звали Яном, члены политбюро называли "Александр Иванович, ты". Чаушеску тоже был Николай какой-тович. Оказывается, эта традиция имеет еще довоенные корни применительно к братским славистам. Причём в России с именем-отчеством именовался не только, скажем, серб Александр Иванович Белич, не только болгары, но и Андрей Альбинович Мазон. Последний долгое время до революции преподавал в России и, видимо, приравнивался к русским немцам (отчества Фасмера и Унбегауна ведь никого не удивляют).
no subject
Date: 2007-11-10 07:16 pm (UTC)1. Лет в десять я нарыл в школьной библиотеке популярную книжку о Беринге; принес домой, стал читать и сразу же поразился тому, что герой всюду именуется не Витусом, а Иваном Ивановичем. Пошел спросить папу, в чем дело. Папа выслушал меня, не отрываясь от газеты (или от потрошения очередного радиоприемника, не помню), и неожиданно спросил: "Год издания сорок девятый? Пятидесятый?" "Пятьдесят первый... А как ты догадался?". Тут крошка-сын впервые узнал, как будет по-гречески "гражданин мира".
2. А. И. Зайцев принципиально называл по имени-отчеству всех, с кем разговаривал по-русски. Когда в начале 90-х на его прославленный субботний семинар по Пиндару стали время от времени заходить стажировавшиеся в СПб. немецкие аспиранты, "Майке Людвиговна" и "Кристина Ульриховна" произносились им так же естественно, как "Михаил Михайлович" или "Нина Александровна".