mitrius: (Default)
mitrius ([personal profile] mitrius) wrote2004-08-14 12:20 am

Урок греческого

Да, очень интересно - что пустили сборные по греческому алфавиту, все эти ГК, NT и MП во всей красе. Узнаешь, "как что будет". И даже придурок Гусев с "этим человеком" (так он называет всех людей), "мальчишкой" (так он называет всех молодых людей) и "для кого-то Греция -- это норковые шубы" не очень мешал.

Интересно, что Франция -- Галлия (хотя слово Франгия было в византийское время -- правда, о немецкой империи "франков"), а Белоруссия -- не то Левко-, не то Лейкоруссия (что логично).

Но чего не могу понять, так это почему Сент-Люсия -- это Айя-Лукия, Сент-Винсент -- это Айос-Винкентиос, а Сент-Китс почему-то не Айос-Христофорос, а так Сент-Китс и будет? Может быть, потому, что он позднее их добился независимости, а тогда были приняты уже другие правила перевода? Так нет, Сан-Томе и Принсипи у нас с семидесятых годов независимы, а зовутся не Айос-Фома, а Сан-Томе.

Еще перл от Гусева: "Клепсидра -- это песочные часы... ну, или водяные... короче, такие, которые не обозначают реального времени, а отмечают его сегменты" (!!!)

[identity profile] pz10766.livejournal.com 2004-08-13 01:44 pm (UTC)(link)
ЛефкоросИа – Λευκορωσία. Или (редко) Μπελαρούς.

А Гусев - козел, как всегда. Чего только стоят его комментарии к матчу Албания – Россия 3:1.

[identity profile] pz10766.livejournal.com 2004-08-13 01:47 pm (UTC)(link)
А вот почему Μπουτάν, но Βραζιλία... И еще десятки таких случаев...

[identity profile] dmitryle.livejournal.com 2004-08-13 01:56 pm (UTC)(link)
Может быть, "мп" пишется только перед гласным?

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2004-08-13 02:09 pm (UTC)(link)
Давно "открыли" и освоили -- и в такой форме и вошло в кафаревусу XVIII-XIX в.? Венесуэла тоже через виту.

[identity profile] pz10766.livejournal.com 2004-08-13 02:28 pm (UTC)(link)
И что же, Баку они освоили недавно, а Бурятию и Башкирию – давно?

[identity profile] pz10766.livejournal.com 2004-08-13 02:29 pm (UTC)(link)
Нет. Μπραζαβίλ.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2004-08-13 11:52 pm (UTC)(link)
Почему бы и нет? Не освоили, а перевели для своих словарей. Буряты и башкиры в XVIII-XIX вв. были вполне на слуху и входили в словари, а Баку, хотя и существовал (его брал Петр Великий во время каспийского похода; у Пушкина -- "овладев Бакою"), был очень незначительным городом, не лучше Темир-Хан-Шуры и точно хуже Дербента; а актуализован стал только с конца XIX века, в связи с нефтью, и тогда же попал в греческие газеты.

Не исключена и вторичная коррекция некоторых названий в стиле "Кыргызстан".

[identity profile] pz10766.livejournal.com 2004-08-14 12:52 am (UTC)(link)
В общем, дело темное. А как с Γκάνα/Γαμβία? Венесуэла, кстати, через МП смотрелась бы совсем странно.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2004-08-14 01:00 am (UTC)(link)
Венесуэла, да, лажа: ночью спать хотел и даже сам утром заметил (ошибка, может быть, под влиянием арабского al-Bunduqiya 'Венеция').

Река Гамбия тоже известна в XVIII-XIX вв. на всех картах, а древнее название "Гана" дано Золотому Берегу (кстати, средневековая Гана была скорее в Мали и Нигере) только в 1960-е годы.

В XVII веке гамма вроде была еще взрывной, в отличие от фрикативного русского: "Глаголь глаголется греческы кгамма, понеже в грецехъ глаголя несть". Но тут я не специалист: хотя, вроде, только из этих данных terminus post quem обязательного введения греческих диграфов вырисовывается -- вторая половина XIX века.

Я все время возмущалась

[identity profile] verych.livejournal.com 2004-08-14 01:00 am (UTC)(link)
Мне очень мешал и Гусев, и сегодняшние комментаторы на канале спорт. Оставалось только мечтать, как красиво выглядела бы церемония с минимальными комментариями и профессиональным синхронным переводом. Торжественность и музыка. Я думаю, на иностранных каналах так и было, но у меня сейчас тарелка не работает.

[identity profile] pz10766.livejournal.com 2004-08-14 01:17 am (UTC)(link)
Надо посмотреть, могут ли употребляться в одних и тех же топонимах [μπ (ντ) в качестве б (д) и γ в качестве г] [или β (δ) в качестве б (д) и γκ в качестве г]. Похоже, что нет.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2004-08-14 02:32 am (UTC)(link)
Гусев не мешал только учить греческий. Всему остальному он мешал круто и неотвратимо. Очень хотелось убрать звук, но жалко было чудесной музыки.

В прошлый раз были два пьяных мужика -- по-моему, Набутов и Ческидов -- обсуждавший достоинства женщин разных народов и сказавшие, что "Монголия независимая страна -- от неё ничего не зависит" и кучу перлов того же рода. Вообще первый канал со всеми этими янами чуриковыми, малаховыми и кушанашвилями -- позор неизмеримый.

у меня странный взгляд

[identity profile] graf-g.livejournal.com 2004-08-17 01:38 am (UTC)(link)
По-моему, открытие (а тем более закрытие) Олимпиады - это мерзость по определению, а Гусев на общем уровне просто златоуст.

Re: у меня странный взгляд

[identity profile] verych.livejournal.com 2004-08-17 02:39 am (UTC)(link)
Почему мерзость, не очень понятно, ну да ладно, дело вкуса, а вот если сравнить футбольные комментарии, то Уткин говорит и комментирует гораздо лучше, красивее и по делу.
Мне Гусев сначала нравился, потому что В. Гусев - как Валька, и мне казалось, что он довольно симпатичен, но я в нем разочаровалась во время Евро-2004, а сейчас и вовсе обозлилась.

позиция

[identity profile] graf-g.livejournal.com 2004-08-17 02:48 am (UTC)(link)
Открытие и закрытие Олимпийских игр - это как правило расфуфыренное донельзя суперкрасивое монументальное максималистское шоу, что для меня по определению омерзительно. (Ну, я готов сбавить тон и принести извинения, но не люблю в принципе.)

Уткина мало слышал, но судя по некоторым цитатам и тому, как он пишет, его бы, по-моему, следовало отлучить от микрофона и от пишущих средств навсегда. Гусев такого себе не позволяет. Я один его комментарий слышал во время Евро последнего, путал все время чехов с греками, это, конечно, было скверно, но так вполне пристойно. Лучше других.

Правда, ему вменяют в вину, что он разговаривал с Титовым в прямом эфире и развел его на националистские высказывания. Это да, это да.

Зато хорошую музыку любит.

Re: Я все время возмущалась

[identity profile] ex-yandex-ru640.livejournal.com 2004-08-28 09:42 am (UTC)(link)
комментаторов вообще надо расстреливать. Я обычно выключаю звук вообще (правда, тогда пропадает гул стадиона и прочие хорошие эффекты, но хоть не взвиваешься каждые пять минут от очередной глупости).