mitrius: (Default)
mitrius ([personal profile] mitrius) wrote2005-10-08 10:44 pm

крещённые женой

Знаю два случая, когда мужчина брал фамилию жены в качестве второго имени (middle name). Причем, кроме этого факта, мужики ну ничего общего между собой не имеют:

Томаш Гарриг Масарик
и
Джон Оно Леннон

Ещё был Сергей Есенин-Дункан (по документам!), но это не совсем то.

[identity profile] lectiobrevior.livejournal.com 2005-10-08 07:18 pm (UTC)(link)
И Виктор Шкловский-Корди. Была в Революцию такая мода... Кстати, смысл действия почти тот же:) + акцент на равноправие и "новые формы семьи", конечно.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-10-08 07:49 pm (UTC)(link)
Ну у нас-то ровно такая схема не очень возможна ввиду отсутствия института middle name: у нас только "двойная фамилия" бывает, с тем или иным порядком. За Корди спасибо!

У меня муж одной одноклассницы принял её фамилию (вообще, по-девичьи вместо собственной; это как раз до сих пор встречается нередко), а потом они развелись (остался ли он при её фамилии, не знаю: мне кажется, что да, ибо такой шаг мог мотивироваться неблаголепием прирождённой).

[identity profile] vadim-i-z.livejournal.com 2005-10-08 07:43 pm (UTC)(link)
А в Америке многие делают вторым именем ребенка девичью фамилию матери. Джон Фитджералдьд Кеннеди, например, сын Джозефа Кеннеди и Розы Фитцджеральд.
Опять же. "это не совсем то", но в чём-то схоже.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-10-08 08:21 pm (UTC)(link)
Да, я думаю, что в Америке это и прямо отсюда взято: просто кроме практики "двойной фамилии" есть ещё и вот такая, и с матери её переносят на жену.

Интересно, в испаноязычных странах берёт кто-нибудь двойную фамилию с жениной вместо материнской (что там совершенно регулярно) или нет.

[identity profile] agafia.livejournal.com 2005-10-08 07:56 pm (UTC)(link)
у нас был такой информант один тунгусский
вместо своей тунгусской фамилии он взял фамилию русской жены

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-10-08 08:14 pm (UTC)(link)
Это часть русификации: евреи так делают напр., или нек-рые татары

Понятно почему. Собственно, основным признаком национальности, в неоднозначных случаях, выступает не "морда", как обычно, а именно фамилия. Человек с русской фамилией, мать которого была тунгуской, будет говорить, что "у него намешано" и т. п., но в общем он русский; напротив, человек с нерусской фамилией обречён всюду рассказывать, откуда она, и произносить речи вроде монолога Тузенбаха; пометка "русский" в соотв. документах вызывает смех; язык, откуда происходит его фамилия, считается его "родным (?!) языком", который он почему-то должен знать и т. п.

[identity profile] smilga.livejournal.com 2005-10-08 08:29 pm (UTC)(link)
Тогда Вы, наверно, не слыхали историю про Чемоданова (того самого, лингвиста). Он женился, ещё, кажется, до Войны на некоей Флейшман и, будучи человеком прогрессивных взглядов, взял двойную фамилию: Чемоданов-Флейшман. Потом он с Флейшман развёлся, женился на даме по фамилии Гухман и стал, соответственно, Чемоданов-Флейшман-Гухман. Однако впоследствии вышел указ, запрещавший тройные фамилии, и ему отчего-то обрезали именно Чемоданова, осталось «Флейшман-Гухман».

А дальше началась борьба с космополитизмом.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-10-08 08:32 pm (UTC)(link)
АААААААААА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Как написал Ваш друг Мелкак: Cemodanov, a hard-line Marrist who previously persecuted all good linguists...

[identity profile] smilga.livejournal.com 2005-10-08 09:10 pm (UTC)(link)
Они, они! — козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Стёпе, — вообще они в последнее время жутко свинячат.

[identity profile] franz-josef.livejournal.com 2005-10-08 09:21 pm (UTC)(link)
Дивная история!

[identity profile] mura-vey.livejournal.com 2005-10-09 02:29 am (UTC)(link)
Я как раз только что, увидев этот пост, хотела написать, что сейчас придет [livejournal.com profile] smilga и расскажет про Чемоданова. А оно уже.

[identity profile] smilga.livejournal.com 2005-10-09 05:08 am (UTC)(link)
Юльк, я настолько предсказуем? )-:

[identity profile] mura-vey.livejournal.com 2005-10-09 05:20 am (UTC)(link)
Нет, просто я тебя люблю.

[identity profile] firben.livejournal.com 2005-10-09 07:49 am (UTC)(link)
Потрясающая история!

[identity profile] graf-g.livejournal.com 2005-10-11 05:48 am (UTC)(link)
А вот кстати говоря: в каком порядке у него стояли эти фамилии? А то ты раньше рассказывал, что он был Гухман-Флейшман-Чемоданов.

[identity profile] smilga.livejournal.com 2005-10-11 01:46 pm (UTC)(link)
ГФЧ правдоподобней — если уж отрезать фамилию, то сзади, а не спереди, наверное.
И фамилии по супругу, кажется, обычно добавляют перед наследственными.
Так что исправленному не верить.

[identity profile] graf-g.livejournal.com 2005-10-12 06:27 am (UTC)(link)
Да, мне рассказывала одна общая знакомая, что когда она выходила замуж, то хотела взять двойную, но фамилию мужа поставить второй, на что ей сотрудница ЗАГСа сказала: "Вы ведь выходите замуж, значит и фамилия Ваша должна стоять за мужем!" И не стали.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-10-12 06:51 am (UTC)(link)
Забавно. А ведь "за моужь" этимологически значит "во временное владение" (ведь муж помрёт; ср. асимметрию слов вдова и вдовец в разных языках).

[identity profile] graf-g.livejournal.com 2005-10-12 06:56 am (UTC)(link)
А в чем асимметрия?

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-10-12 07:23 am (UTC)(link)
Морфологическая, и с сочетаемостью какие-то разности.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-10-11 06:45 am (UTC)(link)
Прямой аналог Флейшмана-Гухмана: украинская легкоатлетка, урождённая Жанна Тарнопольская, в первом браке за Пинтусевичем, во втором за Марком Блоком (sic! так вот оно что такое история!), в итоге стала Пинтусевич-Блок.

ОФФ

[identity profile] petrark.livejournal.com 2005-10-08 09:28 pm (UTC)(link)
Митя, ты не мог бы написать мне комментарий к любому посту, а то у меня такое впечатление, что какие-то проблемы с доставкой комментариев в почту. Спасибо!

Re: ОФФ

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-10-08 09:32 pm (UTC)(link)
У меня такие же проблемы. Впрочем, попробую.

Re: ОФФ

[identity profile] lectiobrevior.livejournal.com 2005-10-08 09:37 pm (UTC)(link)
И у меня.

Re: ОФФ

[identity profile] petrark.livejournal.com 2005-10-09 06:58 am (UTC)(link)
Сейчас получил. Спасибо! Что за глючная штука этот ЖЖ!..

[identity profile] alik-manov.livejournal.com 2005-10-09 07:53 am (UTC)(link)
к юбилею? алик манов-истман :)

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-10-09 10:09 am (UTC)(link)
истман-кодак :)

[identity profile] verych.livejournal.com 2005-10-09 09:09 am (UTC)(link)
Это любовь?

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-10-09 10:09 am (UTC)(link)
не только :)

понятно

[identity profile] verych.livejournal.com 2005-10-09 10:11 am (UTC)(link)
Это больше, чем любовь.

[identity profile] pavolga.livejournal.com 2005-10-11 05:58 pm (UTC)(link)
я тоже расскажу.
женщина была Митронова, мужчина - Слободский. Поженились, она взяла двойную фамилию и станция метро Новослободская теперь ее любимая. проедет-всплакнет.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-10-11 07:01 pm (UTC)(link)
да, слыхивал на четвёртом курсе
драма :(

очень смешно!

[identity profile] kirillkirill.livejournal.com 2005-10-16 04:40 pm (UTC)(link)
Была подобная байка про, по-моему, Николая I, который указом переименовал Засс-Ранцеву в Ранцеву-Засс.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-10-16 05:14 pm (UTC)(link)
Причём ещё, по-моему, этот З.-Р. мужык был :))

[identity profile] kirillkirill.livejournal.com 2005-10-16 05:25 pm (UTC)(link)
Так там же вроде была история с женитьбой, так что их было двое. А в родительном падеже я предпочёл женский вариант)