mitrius: (Default)
mitrius ([personal profile] mitrius) wrote2006-04-28 12:38 pm

Отрицание отрицания

Нашёл текст (на нежно любимом мной 5ballov.ru), где много раз употребляется слово лжемиф в смысле 'ложное утверждение'. Где-то видел указание на то, что в каком-то приказе не то Михельсона, не то Рейнсдорпа, не то еще какого-нибудь Кара Пугачёв именовался лжесамозванцем.

из корпуса:

[identity profile] rechicer.livejournal.com 2006-04-28 08:54 am (UTC)(link)
Хотя бы потому, что помогает сохраняться и даже укрепляться лжемифам, вроде того, что генерал Власов сдал фашистам свою армию. [Алексей Макаркин. Русские, обманувшие себя // "Совершенно секретно", 2003.02.06]

[identity profile] rechicer.livejournal.com 2006-04-28 09:02 am (UTC)(link)
Мне больше нравится, что не всегда сфера действия "лже" - одно слово:

Многим запомнилось его появление в клипах для водки "Лже Борис Второй" и быстросупа "Кармино Бурано". [Виктор Пелевин. Generation "П" (1999)]

Лже Эльза Марковна надеялась, что Иван скончается, но с тем случился инсульт, впрочем, врачи считают состояние Краснова безнадежным. [Дарья Донцова. Микстура от косоглазия (2003)]

— Ну, если уж вы официальные,— сказал он, подходя сзади к лже менту поганому и накладывая длань на погон,— то я — сама Матильда Кшесинская. [Андрей Лазарчук, Михаил Успенский. Посмотри в глаза чудовищ (1996)]

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-04-28 09:11 am (UTC)(link)
классно!!

Собственно, класс самозванцев, к которому принадлежал Пугачёв, называется "Лже-Пётр III", и этот термин существовал в литературе давно (причём не слитно, именно через дефис, как в новейших примерах из корпуса -- ты его не видишь, потому что он выкусан в выдаче :(( )

А вот еще лжемифы в Яндексе: http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%EB%E6%E5%EC%E8%F4&tb=1

[identity profile] mvs.livejournal.com 2006-04-28 09:57 am (UTC)(link)
а теперь в корпусе через дефис слова вообще выдаваться не будут?

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-04-28 06:49 pm (UTC)(link)
когда-нибудь будут

[identity profile] petro-gulak.livejournal.com 2006-04-28 07:13 pm (UTC)(link)
Кстати, и у Карамзина "Лже-Димитрий" - интересно, под влиянием "Лже-Петра" или происхождение более раннее?

[identity profile] petro-gulak.livejournal.com 2006-04-28 07:16 pm (UTC)(link)
О, уже увидел ниже.

[identity profile] bylin.livejournal.com 2006-04-28 09:31 am (UTC)(link)
да, вся ИГ. впрочем, теперь - после того как я увидела твои примеры - мне это кажется вполне ожидаемым)

да ведь нет

[identity profile] rechicer.livejournal.com 2006-04-28 10:12 am (UTC)(link)
в том-то и дело, что не вся ИГ (*лже старый лингвист Хомский). Есть жёсткие ограничения. Обычно - одно слово (существительное или реже прилагательное). А словосочетание - только если это закреплённое обозначение объекта или класса объектов: нарицательное, типа "железная дорога" или "мент поганый"), или сочетание имени - отчества - титула - фамилии. И ограничение это, я думаю, объясняется семантически-прагматически.

Re: да ведь нет

[identity profile] bylin.livejournal.com 2006-04-28 10:52 am (UTC)(link)
нда, ты прав. вряд ли так уж прям прагматически, но семантически должно. надо подумать

[identity profile] gastarblogger.livejournal.com 2006-04-28 09:33 am (UTC)(link)

Что любопытно, есть примеры употребления "лжемифа" не только, так скажем, по инерции (этакого "масла масляного"), но и в паре собственно с "мифом" -- стало быть, "лжемифу" придается некое самостоятельное значение :)

Вот из того, что дает яндекс -- поразительный по силе пост:
"Сознательное позиция гражданина по отношению к политике возможна только когда многообразие частных мифов “политических героев” будет соотносится с гражданской мировоззренческой позицией и сознательным отношением гражданина к тем мифам и лжемифам, которыми его пытаются привлечь на свою сторону."

Хотя, собственно говоря, потеря "лже" своего самостоятельного значения не должна вызывать удивление в среде "лжеюзеров" :)

P.S. Ну, а текст http://gramota.org.ru/gargona.html (тоже из яндексового), да и сам сайт http://gramota.org.ru/ -- за пределами комментируемого.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-04-28 06:51 pm (UTC)(link)
Да, там есть и тексты, где миф и лжемиф употребляются взаимозаменяемо (в частности, цитируемое мной с пяти баллов именно таково).

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-05-02 01:13 pm (UTC)(link)
ооо, всеясветная!!! да, эти товарищи себя во всех лингвокомьюнити спамят. Один там разговаривает только пословицами. Крепко людей клинит, однако.

[identity profile] lemon-sole.livejournal.com 2006-04-28 10:32 am (UTC)(link)
...про Пугачева - это, наверное, от Эйдельмана пошло... А ведь достаточно посмотреть известные тексты (даже в сети кое-что висит: http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/P/Pushkin/Pugacev/arhiv5.html, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1760-1780/Pugachev/Pokaz_kom_gv/text.htm), чтобы удостовериться во вполне естественном происхождении "лжесамозванца" из "лживого самозванца"...

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-04-28 06:56 pm (UTC)(link)
Спасибо!!!

Тут вот в чем дело, как мне кажется: прилагательное лживый имело в языке до XVIII-XIX вв. кроме смысла "который лжёт/преисполнен лжи" также смысл "ненастоящий, фальшивый" (ср. позовницы и рукописания лживыя 'фальшивые повестки и завещания' в берест. гр. 307, XV в.). Во втором значении оно синонимично приставке лже-.

Поэтому легко можно было смешать значения и из "лживого самозванца", "лживого царя" и "лжецаря" породить "лжесамозванца".

[identity profile] chhwe.livejournal.com 2006-04-28 12:42 pm (UTC)(link)
параллель (в патриотическом дискурсе ранней постперестройки):

демократы ≥ демокрады / дерьмократы («лжедемократы») ≥ дерьмокрады («лжелжедемократы»)

[identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com 2006-04-28 12:59 pm (UTC)(link)
псведолже- - напрашивается. Может, будет еще?

Два вопроса про лже-

[identity profile] tzvelodubov.livejournal.com 2006-04-28 04:43 pm (UTC)(link)
Не могли бы Вы меня просветить?
а) Само слово Лжедмитрий - когда стало употребляться?
б) Утвержение из "Арьергардных боев марксизма" Шафаревича: "Ведь это только в русских пьесах XVIII в. магометане говорили: "Клянусь лжепророком!" - имеет исторические основания, или же это анекдот?

Re: Два вопроса про лже-

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-04-28 06:53 pm (UTC)(link)
а) Думаю, со второй половины XVIII века. Карамзин в ИГР колеблется с этим словом (в предисловии "странный лже-Дмитрий"; в названии соответствующей главы "Царствование Лжедимитрия", в остальном тексте термин практически не употребляется). Нумерация их как I, II и III (Псковский) -- уже ХХ век.

б) Не знаю.

Re: Два вопроса про лже-

[identity profile] tzvelodubov.livejournal.com 2006-04-28 06:58 pm (UTC)(link)
Спасибо.
(deleted comment)

Re: Два вопроса про лже-

[identity profile] tzvelodubov.livejournal.com 2006-04-30 02:42 am (UTC)(link)
Спасибо.