авторефлексия
Dec. 31st, 2003 02:35 pmИз классической работы Алпатова о Марре:
"Молодой человек, сколько лет вы учили суахили и с какими диалектами работали?" (это уже не про меня, правда).
Эффект некомпетентности» при восприятии своего учения Марр использовал и среди лингвистов. Об этом точно сказал выдающийся русский лингвист Е. Д. Поливанов: «Работающие по многим языкам лингвисты сравнительно очень редки... Славист, который читает Марра... скажет, что совершенно ясно — человек просто не знал ничего по истории славянских языков, а вот что касается шумерского или китайского, то там, может быть, Марр и прав. У нас имеется талантливый шумерист... который утверждает, что в шумерской области то, что говорит Марр, это сплошной ужас, что все факты объяснены неверно и что слова, которые называются шумерскими, не существуют в шумерском языке, их нет и не бывало. Ну а вот насчет славянских — неизвестно, может быть, это и верно». Этот эффект усиливался тем, что Марр не так много занимался хорошо известными языками.Такова судьба если не всякого типолога, то очень многих. "У нас имеется талантливый классик, кавказовед" etc. Скоро и славист появится, и индолог. Мене, текел, парес.
"Молодой человек, сколько лет вы учили суахили и с какими диалектами работали?" (это уже не про меня, правда).
Фиксация
Date: 2004-01-01 02:15 pm (UTC)И уж конечно, латинская интонация потеряна безвозвратно. А кто знает, что в ней было заложено?
А зачем в устройстве ограничиваться морфологией? Нет, можно, конечно, но хорошую ее без фонетики, например, трудно построить.
Про падежи: обычный современный человек не употребит в обычной речи творительный падеж на гласную ("с мамою"). Но пиша стихи или отвечая лингвисту, может о нем вспомнить.