mitrius: (Default)
[personal profile] mitrius
Неожиданно выяснил, что имеется два текста славной песни Агнешки Осецкой, переведённой Окуджавой.

Один текст есть в Интернете, и его цитировала [livejournal.com profile] giraffka, когда у [livejournal.com profile] ormer_fidler обсуждался метр русского стихотворения. Он написан точно тем же размером, что и стихи Окуджавы:

Gasną ognie wśród łąk, biegną chłopcy znad rzek,
chłodna noc, długa noc zawitała na brzeg.
Dzwonią dzwony w samotnym kościele (вариант с картошкой: Śpią samotne ziemniaki w popiele),
nie przyjedzie już nikt na niedzielę…

Jeszcze czynny GS, więcej piwa niż łez,
lecz nie taki już tłok — przeszedł rok — minął rok.
Sennie chwieją się łany rzepaku,
umierają co słabsi wśród ptaków…

Ach, panie, panowie, ach, panie, panowie,
ach, panie, panowie, czemu ciepła nie ma w nas?
Co było, to było, co było, to było,
co było, to było, nie wróci drugi raz.

и проч.

Здесь можно послушать, а также прочесть разные подробности (автор предполагает, что для исполнения в СССР костёл был заменён на картошку, которая вошла и в перевод -- исключение такой лексики, терпимой в странах нар. демократии, при переводе было делом обычным, ср. многочисленные такие случаи у Лема: название романа "Голос неба" вместо "Господа", "Вы верите в совесть" вместо "Бога" в фильме "Дознание пилота Пиркса").

С другой стороны, захожу я в магазин в Варшаве и вижу на полке два толстых тома -- собрание сочинений Осецкой. Первое же, на чём оно открылось -- стихотворение несомненно нашего содержания, но другое, другим размером и другими рифмами. Выписываю тут начало:

Gasną ogniska na bindugach,
samotny ziemniak śpi w popiele,
noc będzie zimna, będzie długa,
nikt tu nie wróci na niedzielę.
Ogonki rzedną po GS-ach
(choć bywa, że dowiozą piwo),
rzepaku łany wiatr przeczesał,
zbiegł w koniczynę ledwo żywą...
- Panie, panowie,
panowie, panie -
co stało się,
to stało się,
to się nie odstanie.

и проч.

С чисто стиховедческой точки зрения, если бы я не знал ничего, я бы подумал, что Окуджава перевёл второй текст, положенный на другую музыку, после чего Осецкая перевела его обратно и получился первый. Для оригинальных стихов правильный силлабо-тонический метр и мужские рифмы при помощи односложных слов -- это некоторое выкручивание рук в духе переводов Тувима из Пушкина (и то он иногда не выдерживал). Даже "Будрысы", как известно, написаны под влиянием "Ивановой ночи" Жуковского (с обратным импортом размера; помимо пушкинского перевода, его же набросок про живописца-католика и фетовский перевод "Воеводы").

Смущают свидетельства о том, что подлинный именно первый текст, без упоминания второго, а также гипотеза о цензурной замене костёла на картошку (в новоразысканном варианте только картошка); а при таком раскладе можно было бы предположить ровно обратное.

Наличие только в первом тексте соответствия "тепла нет ни на грош", более близкое соответствие во втором -- набору образов в начале, разная конкретизация "горькой природы" в обоих текстах Осецкой ничего не доказывают и могли возникнуть при обоих направлениях.

Возможен также вариант, что оба текста написаны до перевода Окуджавы, сначала "второй", потом "первый", и первый представляет собой просто переделку собственных стихов на готовую музыку. В таком случае сложнее объяснить переклички перевода Окуджавы именно со "вторым" через голову "первого" (например, тем, что Осецкая сообщила ему при переводе оба текста; так, "поредела толпа" собрано из обоих - rzedną в одном и tłok в другом), а также наличие во "втором" тексте именно картошки, а не костёла (в таком случае надо предполагать творческий, а не цензурный характер появления варианта).

Друзья, что скажете? Может кто знает что фактически?

Date: 2010-07-15 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] olesar.livejournal.com
Я только первый знаю

prześniło, przelśniło -
wyśniło się do dna.

Надо выяснить, какой из вариантов пошел на польскую эстраду.

Date: 2010-07-15 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] mitrius.livejournal.com
Несомненно первый.
Второго до сегодняшнего дня даже в Интернете не было.

Date: 2010-07-15 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
А это не может быть обратный перевод Окуджавы, который по ошибке попал в собрание сочинений? Там есть дата публикации?

Date: 2010-07-15 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] giraffka.livejournal.com
Интригующе.

Date: 2010-07-15 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mitrius.livejournal.com
Второй текст -- обратный перевод текста Окуджавы? Теоретически такое может быть, я об этом пишу. Впрочем, если он выполнен самой Осецкой, что бы ему и не быть в собрании сочинений -- только наряду с основным, конечно (этого я не проверил).

К сожалению, не смотрел, есть ли там вообще комментарии, только текст списал :(

Надо будет в следующий приезд продолжить расследование.

Date: 2010-07-15 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mitrius.livejournal.com
Но стиховедчески на обратный перевод, как ни странно, больше похож первый текст :)

Date: 2010-07-15 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] mitrius.livejournal.com
Кроме того, в обоих текстах есть общее, которого нет у Окуджавы -- например, рапсовые поля, так что их общее авторство вне сомнения, по-моему.

Date: 2010-07-15 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] feduta.livejournal.com
Дорогой коллега!

Я Вам не скажу за Окуджаву...
Но вот за "Будрысов" скажу точно. Жуковский там не ночевал. Пушкин клюнул на примечание Булгарина к прозаическому переводу в "Сыне Отечества", где Фаддей заявил, что не найдется у русских поэтов гения, способного адекватно перевести балладу Мицкевича.
Пушкин ее перевел адекватно, воспроизводя в том числе и ритмическую основу.
Рекомендую ознакомиться: Федута А.И. Три «Будрыса»: авторский текст – подстрочник – поэтический перевод // Respectus Philologicus (Вильнюс). – 2004 – № 5 (10). – С. 112 – 120. – http://filologija.vukhf.lt/5-10/doc/2.5%20Feduta_RED_VM.doc

Date: 2010-07-15 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] mitrius.livejournal.com
Я имею в виду происхождение правильного анапеста у самого Мицкевича -- его с Жуковским связывает Гаспаров (не на ровном, кажется, месте).

А статью Вашу уже читал, чрезвычайно интересно! (Только насчёт "литовцев" я бы с Вами поспорил -- хотя, конечно, слово Litwin в это время несомненно означало славян, в том числе Мицкевича с Булгариным лично, у Мицкевича в данном конкретном тексте речь идёт о балтах-язычниках с богами, что и по имени Будрыша видно, а не о давно крещёных в XIII веке белорусах). И прекрасный булгаринский том до меня дошёл -- с опозданием на 7 лет, зато купил в БНФ под маскировочной надписью "ВЫСТАВА" :) Мы его в Корпус возьмём, начало русской прозы как-никак!

Date: 2010-07-15 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] feduta.livejournal.com
За комплимент спасибо, за наглость -- пардонте!

Date: 2010-07-16 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
 

Да, я как раз про это и спрашивал - есть ли элементы, противоречащие тому, что это обратный перевод.

На фотографии - рапсовое поле в Эстонии 2 года назад.

Date: 2010-07-16 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mitrius.livejournal.com
Красиво!

Вообще говоря, обратный переводчик, если он является самой Осецкой или знаком с её исходным текстом, вполне мог рапсовое поле вставить обратно :)
From: [identity profile] ae-krylov.livejournal.com
Поздравляю!
Жаль, что не знал о вашем сообщении раньше.
Позволю себе несколько наблюдений по его поводу.
Во первы’х строках: Вы правы в своём первом утверждении — наверняка Вы обнаружили исходный текст, который и послужил источником для «вольного перевода» Окуджавы. Столь категоричное утверждение можно сделать хотя бы потому, что польские актёры, поющие известный ранее текст, воспроизводят мелодию Окуджавы в точности. Предполагаю, что Осецка перевела окуджавский вариант обратно на польский, чтобы как раз использовать музыку Окуджавы (с аранжировкой М. Дунаевского) в отечественном варианте спектакля «Вкус черешни». А для этого и нужен был эквиритмический перевод, который и был до сих пор всем известен (далее вслед за Вами — т. н. «первая» редакция).
О том, что Осецка делала обратный перевод известно; правда, источник этого знания я Вам сейчас (по памяти) затрудняюсь назвать.
Не знаю, в каком году выходил просмотренный Вами двухтомник, но если он прижизненный или подготовленный профессиональным текстологом, то можно говорить об авторском приоритете первоначального текста перед «театральным». Если двухтомник посмертный и выбор редакции составителем случаен, то вопрос окончательной авторской воли остаётся открытым. Однако это уже дело второе.
«Свидетельства о том, что подлинный именно первый текст», скорее всего, принадлежат тем, кто знал о переводе Окуджавы и прочёл или услышал «первую», а самом деле позднюю, польскую редакцию — и просто-напросто их сопоставил. Отсюда и исходила вся путаница: истинную первоначальную редакцию никто не искал.
Нас не должно смущать присутствие в любой из двух польских редакций «рапсовых полей» и «костёла», поскольку, как я понимаю, хороший переводчик передаёт не точные реалии чужой жизни, а ищет отечественный эквивалент. (И это относится к обоим нашим авторам-переводчикам.) А с этими непривычными реалиями песня была малопонятной и малопринятой русским слушателем. Замечание <Валентина Антонова?> из текста по Вашей ссылке (<<…у Агнешки Осецкой в последней строфе написано: «Ja cię może za mało kochałam» /«может, я тебя ˝слишком мало˝ любила»/, тогда как в переводе Окуджавы читаем: «Я тебя ˝слишком сильно˝ любила». Трудно сказать, почему Окуджава счёл возможным написать именно так>>) — тоже может иметь своё «земное» объяснение, но об этом можно говорить долго.
Ещё одно косвенное «свидетельство» самого Окуджавы. Об однозначно вольном переводе неоднократно говорил он сам. И более того: четыре песенных текста (включая рассматриваемый) он в 1992–1993 гг. поместил в свой авторский сборник «Милости судьбы» с подзаголовком о «вольности». Прецедентов этому нет, поскольку и до и после переводы входили только ещё в один его сборник «По дороге к Тинатин» (1964), но там их включение было обусловлено заказом грузинского издательства. Так что первоисточником, таким образом, должна быть именно «Ваша», «вторая» редакция, написанная иным — не окуджавским — размером.
Хорошо бы Вы нашли первоисточники и других вольных переводов из Осецкой и подтвердили/опровергли бы эту «вольность». Считайте это заказом на статью в ежегодник «Голос надежды. Новое о Булате Окуджаве» (весь фактический и библиографический материал о спектакле «Современника» редакция готова предоставить). Несколько лет пытаюсь всучить кому-нибудь из полонистов эту тему, но пока безрезультатно.
В любом случае спасибо!

Date: 2010-09-29 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] mitrius.livejournal.com
Спасибо большое!
Очень интересно. Да, именно такая схема развития событий казалась самой предпочтительной; конечно, фактический материал, которым я не владел, её подтверждает (особенно сведения о спектакле).
Я буду в Варшаве ещё раз в ноябре, не проблема наверняка будет найти это издание, а может быть, я кого-нибудь и смогу поспрашивать. Возможно, и получится что-то об этом написать.

Date: 2010-09-29 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] ae-krylov.livejournal.com
Интересно, а в Иностранке нет ли ранних (до 1970) книг Осецкой?
На каждой книжной ярмарке я заходил к полякам и спрашивал её сборники. И всегда (в т.ч. в прошлом году) отвечали отрицательно. А этим сентябрём сказали: "Так была же в прошлый раз, вот тут стояла..."
Спасибо, что не отказались; ловлю на слове.

Date: 2010-09-29 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] mitrius.livejournal.com
Только учтите, что я не полонист, а просто мимо книжной полки проходил.

Как ни назови...

Date: 2010-09-29 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] ae-krylov.livejournal.com

Не всякий полонист, проходя мимо полки, опознает "окуджавский" текст. Это я учёл.

Date: 2010-10-11 02:15 am (UTC)
From: [identity profile] jedynka.livejournal.com
А для меня эти два текста существуют именно как параллельные. Ваш второй вариант знаю очень давно, у меня это стихотворение — «Gasną ogniska» — в сборнике А.О. 1977 года «Sztuczny miód», оно там органичная часть ностальгического цикла «W zółtych płomieniach liści». А песню «Panie, Panowie», то бишь первый вариант, я многажды слышала по польскому радио в 70-х — ее пела Слава Пшибыльска, потом Халина Куницка. «Apetyt na czereśnie» поставлен в 68-м, а «Вкус черешни» в «Современнике» — уже в 69-м; телеспектакль «Apetyt na czereśnie», где поют «Panie, Panowie», вышел в 75-м (ролик есть на Youtube) — и там именно ваш первый вариант; а вот на польской пластинке Окуджавы 69-го года Осецкая в «Panie, Panowie» вроде как значится переводчиком. Так что Вы правы: или это две равноправные вариации самой пани Агнешки, причем «Panie, Panowie» написана именно для спектакля, или же она появилась уже как перевод окуджавского переложения. Однозначного ответа нет и в польских источниках: «w każdym razie niektóre źródła podają, że jest to przekład pióra Agnieszki Osieckiej, inne, że to jej tekst do muzyki Okudżawy». Между прочим, в сети выходит еще ее песня на музыку Адама Славиньского, где та же одинокая картошка в золе (http://wierszowisko.waw.pl/opracowania/Agnieszka_Osiecka/106_12749).

Date: 2010-10-11 06:28 am (UTC)
From: [identity profile] mitrius.livejournal.com
спасибо огромное!!

Date: 2010-10-11 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] mitrius.livejournal.com
А это вы видели?

Сюжет обрастает новыми подробностями:

http://www.tekstowo.pl/piosenka,agnieszka_osiecka,rodzi_sie_ptak.html

Date: 2010-10-11 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] jedynka.livejournal.com
Так я ведь вам на нее же ссылку дала — в конце :)
Она на многих сайтах есть. Те же угасающие костры и надвигающиеся холода...

January 2021

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526 27 28 2930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 07:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios