mitrius: (Default)
mitrius ([personal profile] mitrius) wrote2005-03-22 08:19 pm

купила ребёнку ошейник

Довольно любопытное лингвистическое свидетельство демографического кризиса в России: употребление слов ребёнок и дети для обозначения домашних животных. Каждый раз передёргивает, хотя, казалось бы, задумывалось как трогательное. Охотно допускаю, что такое восприятие -- не единственно возможное.

[identity profile] holzfinger.livejournal.com 2005-03-22 05:28 pm (UTC)(link)
бр-р. кошмар.

[identity profile] mashaaaa.livejournal.com 2005-03-22 05:34 pm (UTC)(link)
А "мой котенок, ах ты мой зайчонок, иди сюда, мой мышоночек" -- не кошмар тогда? :)

[identity profile] holzfinger.livejournal.com 2005-03-22 05:38 pm (UTC)(link)
как ни странно - нет

[identity profile] graf-g.livejournal.com 2005-03-22 05:59 pm (UTC)(link)
Куда больший, на мой взгляд.

[identity profile] holzfinger.livejournal.com 2005-03-22 06:18 pm (UTC)(link)

Ребенок может вполне играть в слоненка, в космонавта, в волка и медведя. обратное неверно

[identity profile] graf-g.livejournal.com 2005-03-23 06:31 am (UTC)(link)
Это не имеет непосредственного отношения к тому, как родитель его называет.

[identity profile] holzfinger.livejournal.com 2005-03-23 09:16 pm (UTC)(link)
Еще как имеет. Когда зовешь дите, а оно в ответ говорит: "папа, я котенок!", то сказывается.

[identity profile] graf-g.livejournal.com 2005-03-24 09:14 am (UTC)(link)
Ну, а приведенные выше примеры?

[identity profile] holzfinger.livejournal.com 2005-03-22 06:35 pm (UTC)(link)
все-таки дело не демографии. просто противно, когда зверя ставят на место человека, да еще так. сюсюканье вообще противно, а здесь оно противно вдвойне

[identity profile] graf-g.livejournal.com 2005-03-23 06:29 am (UTC)(link)
Да, разговоры о демографии тут мне кажутся мало уместными. Вдвойне - не думаю.

[identity profile] mura-vey.livejournal.com 2005-03-22 08:37 pm (UTC)(link)
Да, в общем, нет.
Хотя на вопросы "Мама, ты кто?", я последне время отвечаю: Я бумеранг... :)

[identity profile] mashaaaa.livejournal.com 2005-03-22 05:30 pm (UTC)(link)
Забавно, ни разу не слышала. "Мамочка" для обозначения себя-хозяйки -- да, но не только в последнее время.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-03-22 05:37 pm (UTC)(link)
Раньше так сутенёрш называли :))

[identity profile] heleine.livejournal.com 2005-03-22 05:34 pm (UTC)(link)
Разделяю (твое отношение).

*надеюсь, меня не решат бить тапками по голове*

[identity profile] matnat.livejournal.com 2005-03-22 06:14 pm (UTC)(link)
Знаешь, мне показались странными оба видения: и привёденная в заголовке фраза (я бы так не сказала), и мысли, что это "демографический кризис" и "сублимация".

Многие люди любят своих домашних животных и могут с ними ласково разговаривать. Упоминая тех же зайчиков и кисонек. Вот я, например.

Re: *надеюсь, меня не решат бить тапками по голове*

[identity profile] matnat.livejournal.com 2005-03-23 06:49 am (UTC)(link)
Ладно, в общем, я поняла, что под этим постом многим не нравится разное и странное. Кстати, вспомнила про себя, что я обращаюсь к своей собаке "дитятко" (но только обращаюсь).

Не мог бы ты объяснить, _почему_ передёргивает?

(И - как у тебя обстоят дела с домашними животными?)

почему

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-03-23 01:32 pm (UTC)(link)
Не знаю. Вроде бы дети -- это святое, дети -- самое лучшее, что у нас есть, дети -- это люди, дети -- это дети, нельзя детьми называть иные объекты. Вроде так.

(И - как у тебя обстоят дела с домашними животными?)

У меня нет домашних животных.

Re: почему

[identity profile] matnat.livejournal.com 2005-03-24 08:20 am (UTC)(link)
Поняла. Спасибо. И... ты прости, хорошо?
:)

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-03-24 08:34 am (UTC)(link)
А за что прощать, -- совершенно честно, не понял. :))
Бог простит, а я не сержусь.
(deleted comment)

[identity profile] mashaaaa.livejournal.com 2005-03-22 07:52 pm (UTC)(link)
Доча и сына, а как же. Но это, как я понимаю, обычные просторечные формы. Как же меня от них мутит...

[identity profile] vadim-i-z.livejournal.com 2005-03-22 07:10 pm (UTC)(link)
Это совсем не русское явление. Ещё сто лет назад в одном из рассказов Джерома К. Джерома обыгрывалась привычка старой леди называть своего щенка "сыночком".
(deleted comment)

эта ночь пахнет собакой

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-03-22 08:27 pm (UTC)(link)
Да, жён/возлюбленных тоже нередко зовут мой ребёнок, но я к этому отношусь неутральнее.

[identity profile] tatjanka.livejournal.com 2005-03-22 10:10 pm (UTC)(link)
Склонил-таки. Пришла к выводу, что я это делаю, потому что 1) мужчины — дети и 2) собака — член семьи, младший, требует заботы и внимания и воспринимается мною, как ребенок, хотя я себя мамочкой не называю и не воспринимаю ни в том, ни в другом случае.

стыдно даже как-то стало отвечать

[identity profile] agiasma.livejournal.com 2005-03-22 10:27 pm (UTC)(link)
я своего мелкого кота называю иногда ребенок - потому что он маленький. Можно было бы называть котенок, но это мне как-то странно. Тем более, мама его часто у нас гостит - поэтому есть мама и ребенок. НЕ так уж важно, что все они кошки при этом)

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-03-23 03:45 am (UTC)(link)
Только не надо ничего стыдиться -- во-первых, я не считаю свои мнения единственно правильными в мире, а во-вторых, твоя ситуация, как ты сама видишь, слишком явно отличается от описанной в моём посте :))

[identity profile] fuzps.livejournal.com 2005-03-23 07:03 am (UTC)(link)
уууу... мои, они по гроб жизни - детёныши :) оба. Даже муж их так называет. Видать, клиника :)))

Возмущена, Мить. Извини уж.

[identity profile] pollyn.livejournal.com 2005-03-23 07:29 am (UTC)(link)
А почему именно демографического кризиса, собственно? У меня, например, большое количество знакомых собачников. Та же Ирэна. Это люди в большинстве своем молодые, обеспеченные, перспективные во всех отношениях, многие с детьми. Часто они заводят собаку именно для детей - при чем тут демография?

Когда дома живет нечто (не важно, дитя, собака, кошка, птичка) ты это нечто воспитываешь, моешь, лечишь, спишь с ним в обнимку, плачешь в его шкуру, доверяешь ему, оно в тебе нуждается, оно любит тебя, а ты - его - кто же оно, как не ребенок? Это очень частая форма обращения.

Между прочем, я называю "лохматым ребенком" не только ирэниного Тонюшку, но и свой амариллис, который остался, к сожалению, на работе. Я его из луковицы вырастила и воспринимаю как ребенка. Люблю потому что.

И ещу мне кажется, что если человек хоть кого-то в своей жизни вырастил/выпестовал/душу вложил, то он может относиться только так - это естественно для человеческой природы. То есть любовь естественна (а такая любовь родственна родительской), а вот приписывание таких особенностей языка демографическому кризису - неестественно.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-03-23 09:06 am (UTC)(link)
Кстати, со словами собачник и кошатник тоже любопытный семантический сдвиг произошёл: раньше они обозначали не хобби, а профессии -- а именно живодёрские. Этот сдвиг я скорее приветствую.

ре: фрикация-аффрикация.

[identity profile] farraige.livejournal.com 2005-03-23 06:00 pm (UTC)(link)
один мой питерский приятель, аффрицирующий условленный сегмент в "скучно" и "конечно", произносит, тем не менее, "собашник". Оверкомпенсация, как думаете?

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-03-23 06:29 pm (UTC)(link)
Может, лексикализовано? В таком виде заимствовано из московского диалекта?
Хотя, скорее всего, выпендривается.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-03-23 06:30 pm (UTC)(link)
Есть фамилия купцов-меценатов-всех-из-себя Сабашниковых (но отказ от этимологического написания тут вполне понятен).

[identity profile] farraige.livejournal.com 2005-03-23 06:37 pm (UTC)(link)
а, ну да, ну да.
"А теперь, коли я такой весь из себя купец, то на что мне эта худая жена фамилия... Маловата будет!"

[identity profile] saint-snowwhite.livejournal.com 2005-03-23 08:30 am (UTC)(link)
когда называешь собачку "ребенок", вовсе не иммеется в виду, что у тебя и правда проявляется по отношению к ней материнский инстинкт. просто это одна из форм умиления, по-моему.

[identity profile] taxa.livejournal.com 2005-03-23 08:32 am (UTC)(link)
Крестьяне часто называли и называют коров и коз дочками.

[identity profile] stimmen.livejournal.com 2005-03-23 09:58 am (UTC)(link)
а разве "братья наши меньшие" не из той же оперы?
мне кажется, раз уж они братья, так и дети туда же и все остальное.)

[identity profile] taxa.livejournal.com 2005-03-23 10:09 am (UTC)(link)
Думаю, что из другой, не из крестьянской, конечно :)

путаница

[identity profile] stimmen.livejournal.com 2005-03-23 11:48 am (UTC)(link)
так это ж про животных))
не пояснила,извиняюсь

просто кажется,раз уж они меньшие братья,то все,что связано с маленьким размером уместно.а соответственно сравнение с детьми.но тут кажется уже много об этом говорили)

[identity profile] farraige.livejournal.com 2005-03-23 05:58 pm (UTC)(link)
ну, на Западе демографического кризиса вроде как нет. (Возможен некоторый классовый перекос, но мы сейчас не об этом). Однако рекомендую бегло просмотреть постов 30 -- не читая, можно концентрироваться исключительно на кат-тексте в кошачьем сообществе.

это все ладно. тут сама грешна. но когда 20-тилетняя русская жена своего 60-тилетнего лысого и глухого английского мужа называет за глаза "ребенком" или, еще хуже, "бебичкой", мне хочется размозжить ей голову.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2005-03-23 06:37 pm (UTC)(link)
ой, это уже перебор