mitrius: (Default)
mitrius ([personal profile] mitrius) wrote2006-01-02 05:54 pm

умляуты

Да, из теории известно, что для ряда славянских языков при заимствовании важны другие характеристики гласных, чем для русского; что там, где у нас шофёр, у них шофэр, да и у нас же Бироны, Миллеры и разные курфирсты штука известная (впрочем, во многих немецких диалектах там [i] и есть, а Бирон и сам себя переименовал во французского Biron'а). Но это всё же не самые мощные примеры. Только сегодня я узнал, что по-сербски славного безансонца, академика и пэра Франции зовут Виктор Иго.

Hélas.

(А болгары, наоборот, сохраняют огубленность сильнее нашего: например, у них Шарл дьо Гол).

[identity profile] starodvor.livejournal.com 2006-01-02 03:58 pm (UTC)(link)
Из другой, конечно, оперы, однако... помню, как было странно читать роман Вальтера Скотта под названием "Ивангое"

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-02 04:01 pm (UTC)(link)
да, Ивангое у меня в комментах как-то регулярно всплывает при обсуждении транслитераций
почему-то он, как и его брат Веверлей, не прижился, в отличие от многих других
кажется, за Скотта еще в конце XIX века какой-то новый переводчик взялся, опередивший время: во всяком случае в "Жизни Клима Самгина" кого-то уже с этим названием строго поправляют

[identity profile] petrark.livejournal.com 2006-01-02 04:00 pm (UTC)(link)
Ну-у... Прости, ты знаешь, кого французы именуют Ришаром Ванье?
(deleted comment)

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2006-01-02 16:03 (UTC) - Expand

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-02 04:02 pm (UTC)(link)
Хе-хе :)) Анри Эна не хочешь? :))

(хорошая парочка -- Ванье и Эн, две стороны, хм, германского духа).

(no subject)

[identity profile] petrark.livejournal.com - 2006-01-02 16:04 (UTC) - Expand

[identity profile] thalcave.livejournal.com 2006-01-02 05:51 pm (UTC)(link)
Ой-ой, это про Вагнера, что ли?
Если так, то странно, потому что, во-первых, откуда там [j], а во-вторых, я слышал только [v/wagnEr].
А если не так, то про кого же?

(no subject)

[identity profile] petrark.livejournal.com - 2006-01-05 18:41 (UTC) - Expand

это ещё что

[identity profile] ormer-fidler.livejournal.com 2006-01-02 04:12 pm (UTC)(link)
А некий современный политик Леш Валеза вам как? Ударение на последнем слоге, естессно.

А это, извините, строго симметричный ответ..

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-02 04:23 pm (UTC)(link)
...на именование небезызвестного дюка Анжуйского Henryk Walezy.

Хотя и запоздалый.

добавлю в Вашу коллекцию

[identity profile] autrement-que.livejournal.com 2006-01-02 04:24 pm (UTC)(link)
философы Ницш (ну, это просто) и Эгель (на слух сначала не врубилась)

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-02 04:31 pm (UTC)(link)
Эгель, о да! Учился сам, слава Богу, во французском колледже, слушал теорию социологии и имён гениев всех времён, от Аристота до Айдеже, наслушался. Но тут у меня несколько не про то, а про извращения западноевропейских "ue" и "oe" в славянских устах.

А Вы где диалектику учили (не по Эгелю)?

:-)))

[identity profile] anu-sag.livejournal.com 2006-01-02 07:34 pm (UTC)(link)
"И философ Ницше, которого ты почему-то зовешь Ниш..."
(Г.Газданов, "Ночные дороги")

[identity profile] maxnicol.livejournal.com 2006-01-02 04:45 pm (UTC)(link)
С другой стороны, для болгар Одиссею писал Омир.

[identity profile] starodvor.livejournal.com 2006-01-02 04:57 pm (UTC)(link)
Пушкин-болгарин :)

(no subject)

[identity profile] maxnicol.livejournal.com - 2006-01-02 17:07 (UTC) - Expand

[identity profile] iad.livejournal.com 2006-01-05 11:30 am (UTC)(link)
Оно вообще-то для греков тоже (для живых, я имею в виду).

(no subject)

[identity profile] maxnicol.livejournal.com - 2006-01-05 17:20 (UTC) - Expand

[identity profile] dingir.livejournal.com 2006-01-02 05:45 pm (UTC)(link)
наверное, еще зависит от времени заимствования.

дьо Гол - действительно очень забавно : ))

[identity profile] iad.livejournal.com 2006-01-05 11:26 am (UTC)(link)
А что забавного? Он же не des Gaulles в оригинале (вот тогда было бы де Гол). А французская шва считается разновидностью /œ/. Так что все закономерно.

another brick

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2006-01-05 13:04 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] iad.livejournal.com - 2006-01-06 16:18 (UTC) - Expand

[identity profile] 4u6.livejournal.com 2006-01-02 06:49 pm (UTC)(link)
> для ряда славянских языков при заимствовании важны другие характеристики гласных, чем для русского
отнюдь не факт, что здесь в этом дело
и по-русски, скорее всего, было б так же, если б не мягкий согласный в начале (изюм?)
опять же при оканье, вполне вероятно, было б дё - сейчас как же это можно понять, оно ж безударное
да и шофер, наверное, там, где нет ни мягких губных, ни переднего лабиализованного?

[identity profile] http://users.livejournal.com/bc_/ 2006-01-02 07:43 pm (UTC)(link)
Мягкихъ губныхъ, собственно, почти нигдѣ и нѣтъ.

(no subject)

[identity profile] 4u6.livejournal.com - 2006-01-02 22:03 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kassian.livejournal.com - 2006-01-02 22:21 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 4u6.livejournal.com - 2006-01-02 22:29 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kassian.livejournal.com - 2006-01-02 22:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 4u6.livejournal.com - 2006-01-02 23:08 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kassian.livejournal.com - 2006-01-02 23:23 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 4u6.livejournal.com - 2006-01-06 18:14 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 4u6.livejournal.com - 2006-01-06 20:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kassian.livejournal.com - 2006-01-02 21:31 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 4u6.livejournal.com - 2006-01-02 22:23 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kassian.livejournal.com - 2006-01-02 22:33 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 4u6.livejournal.com - 2006-01-02 23:10 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] danefae.livejournal.com - 2006-01-03 00:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 4u6.livejournal.com - 2006-01-03 10:28 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] danefae.livejournal.com - 2006-01-03 11:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kassian.livejournal.com - 2006-01-03 15:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 4u6.livejournal.com - 2006-01-03 16:11 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] edricson.livejournal.com - 2006-01-03 18:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 4u6.livejournal.com - 2006-01-03 18:14 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2006-01-03 18:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 4u6.livejournal.com - 2006-01-03 18:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kassian.livejournal.com - 2006-01-06 15:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kassian.livejournal.com - 2006-01-06 15:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2006-01-04 20:23 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 4u6.livejournal.com - 2006-01-04 22:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mitrius.livejournal.com - 2006-01-04 22:53 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 4u6.livejournal.com - 2006-01-04 23:18 (UTC) - Expand

[identity profile] http://users.livejournal.com/bc_/ 2006-01-02 07:45 pm (UTC)(link)
Да, у прибалтiйскихъ нѣмцевъ съ умляутами проблемы были. Откуда и пошли всякiя фрейлины.

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-02 07:49 pm (UTC)(link)
А также ei[ei], откуда умиляющий меня гиперкорректный Бейрон.

[identity profile] sentjao.livejournal.com 2006-01-02 09:55 pm (UTC)(link)
А Иродот как Вам? Видел я брошюру, где автор именно так транскрибировал отца истории.

Один раз, в первый месяц моего пребывания в Израиле, в ультра-ортодоксальном пригороде Тель-Авива Беней-Берак, я увидел вывеску магазина: Братья Гитлер. После секундного шока, понял, что Адольф по-еврейски называется Хитлер, а у этих бедолаг, владельцев лавки в Беней-Бераке, была, видать, прабабушка по имени Гитл.

Мой любимый пример

[identity profile] dmitryle.livejournal.com 2006-01-02 10:33 pm (UTC)(link)
French: manucure
English, Russian: manicure, маникюр
Serbian: маникир

Re: Мой любимый пример

[identity profile] http://users.livejournal.com/bc_/ 2006-01-06 03:48 pm (UTC)(link)
manUcure? Здорово, не зналъ :)
(deleted comment)

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-04 08:24 pm (UTC)(link)
у меня в дипломе и диссертации есть сербский пример, где упоминается "Живот оца Фукоа"
(это не маятник и не Мишель, это отшельник отец FoucaulD, который в Сахаре жил).

Офф. Полный.

[identity profile] ars-longa.livejournal.com 2006-01-04 12:22 am (UTC)(link)
Можно Вас попросить рассудить небольшой спор? :)

http://www.livejournal.com/users/artem_r/150328.html?thread=4871736#t4871736

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-04 02:30 pm (UTC)(link)
Я слышал и тот, и другой вариант слова со значением "говорить неправду/пустословие" (о чём каждая сторона утверждает, что его нет).
Больше ответить, разумеется, нечего.

[identity profile] iad.livejournal.com 2006-01-05 11:20 am (UTC)(link)
Я до поры тоже удивлялся, что столица Баварии по-сербски называется Минхен. Но если разобраться, так оно и должно быть. Это по-русски и по-болгарски, где почти все согласные состоят в различающихся твердостью/мягкостью парах, ее можно назвать Мюнхен, сохраняя и огубленность (в самом гласном), и передний ряд (в виде палатализации предшествующего согласного). А в сербском как? И *Мјунхен, и *Мљунхен выглядят неубедительно. Ну а если взять за правило, что гласный [y] (он же [ü]) передается через и, лучше придерживаться его всегда.

Кстати про hélas: а интересно, что курьезнее — Иго или Гюго?

[identity profile] mitrius.livejournal.com 2006-01-05 01:03 pm (UTC)(link)
Конечно, Иго :)

С Мюнхеном еще то осложнение, что он (как и Вена и Венеция) в ряде европейских (славянских в т. ч.) языков носит сильно особые названия. Но не в сербском.